10 ноября 2019 Просмотров: 970
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд ( Пока оценок нет )
Размер шрифта: AAAA

КАРТИНА МАСЛОМ: «БЕЗУМНАЯ ГРЕТА»

«БЕЗУМНАЯ ГРЕТА» — это не только сумасшедшая девочка наших дней, поднятая на щитах хозяев мира в знак свидетельства их полного владычества над умами людей планеты — это еще и картина известного фламандского живописца 16 века ПИТЕРА БРЕЙГЕЛЯ СТАРШЕГО. Картина непростая – с подтекстом.

И, рассматривая ее, можно вполне понять насмешку нынешних монополистов над тупостью простых людей, которые приняли «разъяренную Грету из Нидерландов» всерьез. В действительности, эта «злая девочка» — всего лишь ЗНАК НАШЕГО ВРЕМЕНИ, его МАРКЕР. И означает он БЕЗУМИЕ, которое уверенной поступью штурмует все сферы нынешней жизни. И, прежде всего, политику.

Однако вернемся к самому символу — к картине Брейгеля и истории ее создания.

Жизнь художника протекала в столь же трагическую эпоху, как наша: во дни испанского завоевания, когда жадные колонисты грабили и распинали Нидерланды в буквальном смысле слова. Надо сказать, что эта страна была лакомым кусочком для ленивых испанских аристократов, которые возросли на ПРИВЫЧКЕ К РАЗГРАБЛЕНИЮ американских колоний, что помогло им угрохать экономику собственной страны. Отныне эти «крутые парни» больше ничего не строили и не развивали — они только уничтожали и изводили под корень. Уничтожив собственную страну, они принялись за богатые Нидерланды.

А, между тем, на этой земле рано начала развиваться промышленность. Там возникли первые капиталистические мануфактуры и строились морские суда. Процветали рыболовство и китобойный промысел. Большинство обычных тружеников были зажиточными и свободными людьми.

Земли им всегда не хватало. Поэтому они шаг за шагом отвоёвывали пространство у моря: отгораживали плотинами нужные участки и откачивали воду. «Бог создал море, а мы — сушу» — говорили нидерландцы. Их хозяйство, свободное от крепостничества, быстро развивалось. Нидерландские молочные продукты славились по всей Европе. Южные Нидерланды были известны своими сукнами. Значительная часть буржуазии во Фландрии и других южных провинциях вела с Испанией и Англией выгодную торговлю, ввозя оттуда шерсть. В Нидерландах находился главный торговый центр Европы 16 века — город Антверпен. В его гавани, одновременно, стояло до 2 тысяч кораблей. Быстро развивались и другие портовые города.

Всему этому положило конец испанское владычество. В начале 16 века Нидерланды вошли в состав империи Карла V Габсбурга, а в середине 50-х годов полностью перешли под власть Испании, королём которой стал его сын — Филипп II. Испания, имевшая огромные колонии, сильную армию и флот, являлась могущественным, но непрочным государством без собственной экономики. Испанское дворянство, по сути, было шайкой грабителей.

Для вечно пустой испанской казны богатые Нидерланды стали сущей находкой. Вот испанские феодалы и занялись грабежом страны. От непомерных налогов разорялись нидерландские промышленники и торговцы. Но хуже всего приходилось простым людям. Они лишались работы, имущества, превращались в нищих. Управление Нидерландами было передано испанским чиновникам. Даже с местными дворянами испанцы не считались. Испанская армия зверствовала. Над населением завоеванной страны буквально издевались. Преследовалась ее религия (протестантизм). Из самостоятельного, передового государства Нидерланды быстро превратились в жалкую колонию умственно отсталой феодальной Испании.

Беспримерное насилие иноземцев над гордым и трудолюбивым народом повлекло за собой повсеместные народные бунты, завершавшиеся показательными казнями. «Нарушители общественного спокойствия» наказывались так: мужчины — мечом и колесом, а женщины — погребением заживо в землю и огнем. Собственность же казненных конфисковывалась. Вот такими и предстают Нидерланды 60-х годов 16 века на трагическом полотне Брейгеля «Безумная Грета.*
________
* Если кто-то хочет иметь более полное представление о том времени, он может посмотреть изумительный по красоте фильм «Мельница и крест».
________ 
Однако Нидерландцы не желали мириться с таким положением вещей. Все чаще разгневанный народ силой вырывал осуждённых к сожжению людей из рук инквизиции. Постепенно недовольство иноземным господством охватило зажиточных горожан и местных дворян. Начало вызревать всеобщее НАЦИОНАЛЬНОЕ ВОССТАНИЕ ПРОТИВ ИСПАНСКОГО ВЛАДЫЧЕСТВА. Возглавили ее — Вильгельм Оранский, адмирал Горн и граф Эгмонт.*
________
* У Бетховена есть замечательная увертюра «Эгмонт», в который ярко передана красота ДУХА НАРОДА, восставшего против насилия. 
https://youtu.be/8UKX5M67VnE
________

Война за независимость Нидерландов, известная как ВОСЬМИДЕСЯТИЛЕТНЯЯ ВОЙНА или НИДЕРЛАНДСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ (1568—1648), стала краеугольным камнем и залогом ее нового будущего. Она воспитала людей и сделала их сильными. Затяжная война против Испании выковала новое государство — Республику Соединённых Провинций, и породила новых, уже не безумных, а сильных и преданных своей земле, легендарных героинь — Кенау Хасселер и Магдалену Монс.

А что же картина? Главным её персонажем стала героиня фламандского фольклора, штурмующая в порыве своего алчного безумия, ад. Безумная Старуха в Нидерландах до сих пор является символом алчности и порока. А ИМЯ «ГРЕТА» ВСЕГДА для нидерландцев ВОПЛОЩАЛО В СЕБЕ ЖАДНОСТЬ, АЛЧНОСТЬ И БЕССМЫСЛЕННУЮ АГРЕССИЮ, ВЕДУЩУЮ К ПОГИБЕЛИ. 
_______________________
Надо сказать, что картина Брейгеля по силе своего воздействия равна фантасмагориям Иеронима Босха. Ужас в ней нагнетается обилием всех оттенков красного и черного цветов – взрывами, пожарищами, черными знаменами и воронами, пирующими на мертвечине. Повсюду в панике и безумии снуют люди. А из пасти огромного гиганта с раскрытым ртом рождаются непонятные существа — помесь людей с животными и насекомыми — которые создают атмосферу грязного, инфицированного пространства, в котором и происходит безумное действие.

И в этой мерзости люди давятся и бьют друг друга. Они стремятся набрать как можно больше золота, которое является отходами жизнедеятельности страшного гиганта, поглощающего их жизнь.

Главным персонажем полотна стала гигантская старуха с мечом в руке и кинжалом за поясом, одетая в отрепья, поверх которых напялены испанские воинские доспехи. Она олицетворяет собой не только безумие общества, но и воинственное безумие захватчиков. И вот такая Грета — олицетворение искусственно созданного хаоса — бежит гигантскими шагами со своей корзиной, наполненной золотом и серебром, прямиком в ад. У нее тупое и дикое лицо, выпученные глаза и бессмысленно разинутый рот. Брейгель сует в руки безумной Грете меч и нахлобучивает на ее больную голову военную каску, что делает ее до ужаса комичной. Неподалеку от неё, на мосту, происходит драка между столь же безумными женщинами.

Всё это – символическое изображение происходящего…

Ну, и напоследок, стоит, наверное, отметить, что в названии картины скрыт еще и дополнительный, «ядерный» подтекст. Дело в том, что в 16 веке «Большой Гретой» называли гигантскую пушку, проламывающую своими ядрами крепостные стены городов. То есть, вскрывавшую их.