КООПЕРАЦИЯ, СОЗДАВШАЯ НОВУЮ ЭКОНОМИКУ
Одолевают, попеременно, то те, то другие.
Во второй половине позапрошлого века мир закрылся.
Европейцы массово вводили высокие, запретительные, по сути, пошлины на американские товары — прежде всего сельскохозяйственные.
Заодно они вели экономические войны друг с другом.
Результатом стала первая «великая депрессия» (1873-1896) в мировой экономике — отсутствие международного обмена товарами и капиталом привело к стагнации.
Для некоторых стран дешевое зерно, хлынувшее из Америки и России, и вовсе могло убить их экономику.
Маленькая Дания, выручка которой еще в 1870-м на 50% состояла из экспорта зерна, преимущественно в Великобританию, стала резко сдавать позиции.
При этом каких-то эффективных инструментов, которые позволяли бы вести торговые войны, в руках датчан не было — Дания была малонаселенной аграрной страной.
Поэтому, в отличии от всего, сошедшего с ума от протекционизма, мира, датчане не стали закрывать свой рынок от импорта.
Чем они занялись?
А они стали думать.
Тут весьма к месту было бы лирическое отступление насчет универсальной пользы раздумий и рассуждений насчет того, необходим ли для впадающих в раздумья мозговой потенциал или можно и обойтись — важно, что датчане думали, как показало время, правильно.
Правительство изучило конъюнктуру рынка и решило, что было бы логично перепрофилировать сельское хозяйство — с зернового на животноводческое.
Идея была проста — разводить скот, закупая для его прокорма дешевое российское зерно, и продавать молочные и мясные продукты выше рыночных цен, делая ставку на их высочайшее качество (легко сказать, да? наверное, каждый из нас «придумал» бы то же самое, а?).
Тем более, что традиции разведения и отличные породы домашних животных в Ютландии имелись с давних времен — соседняя Германия, например, очень ценила выращенных там коров и свиней, столетиями скупая там стада.
Правда, вирус протекционизма проник и сюда: Германия ввела заградительные пошлины на датский скот для «зашиты немецких фермеров».
Впрочем, Дании грозил такой кризис, что на этом фоне еще один запрет не играл уже никакой роли.
А козырной картой датского сельского хозяйства оказалась кооперация — то есть не какой-то диковинный продукт, а — умение людей объединяться и находить общие интересы в работе.
Датский премьер, понимающий, что кроме вопроса «что делать» он еще обязан ответить и на вопрос «Как делать?» побывал, в частности, в самом знаменитом на тот момент кооперативе, в Англии, и был поражен тем, как организовали свое хозяйство «пионеры из Рочестера».
Правительство попыталось донести идеи кооперации до населения страны, и эта попытка оказалась чрезвычайно плодотворной.
В 1882 году несколько фермеров «скинулись» на покупку высочайшего качества оборудования для переработки молока, образовав первый в Дании сельскохозяйственный кооператив.
Кроме небольшого завода в Хёддинге (его площадь не более 100 кв. метров, он действует и по сей день) они так же согласовали некоторые, довольно простые, правила сосуществования (над которыми, по легенде, три избранных директора, трудились целую ночь) — например, «одно хозяйство — один голос», единая продажная цена для всех, доходы от продажи продуктов переработки (масла и сливок) распределяются пропорционально количеству поставленного молока.
Затем (что логично) последовали дополнения вроде контроля качества сырья и отчислений для совместных закупок фуража, что позволяло снижать закупочные цены.
Чиновники не уставали восхвалять их успехи (а продажи пошли отлично), и через три года таких сельских кооперативов в Дании было уже более 500.
Чиновники занимались не только пропагандой знаний, но и активничали по части продаж, проложив датскому маслу дорогу сначала на рынки Британии, а позже — на весь мир, в том числе и в Россию.
Не обошли вниманием и вопрос брендирования — продукция Lurpak сегодня лежит на полке чуть ли не любого магазина мира.
Чуть позже, массово — в районе 1888 года, почин подхватили свиноводы — тут ситуация была несколько сложнее, дифферент по качеству в мясе намного выше, чем в молоке — и правительство решилось на субсидии по выведению элитный пород, тому же контролю качества и переработке мяса.
Марка «датский бекон» отлично «раскрутилась» сначала на тех же Британских островах, а потом завоевали европейский и даже американский рынки.
За какие-то 30 лет экспортная выручка от продажи зерна (которая, как мы говорили выше, в 1870 была около 50%) упала до 3%, а общий экспортный доход увеличился в четыре раза.
«Королями экспорта» стали масло и бекон.
Революция 17-го года в России слегка затормозила «датское экономическое чудо», лишив датчан привычной географии поставок дешевых кормов, но ненадолго — продукция датской кооперации и сейчас продается отлично.
И — да, свои границы для товаров из других стран датчане так и не закрывали.
Не успели, наверное — больно уж были увлечены другим…
Александр Иванов