30 сентября 2020 Просмотров: 572
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Размер шрифта: AAAA

«Это портал в прошлое» Россиянки нашли способ спасти историю Русского Севера. Ради этой цели они изменили свою жизнь

В Архангельской области на берегах Пинеги сохранились семейные обряды, верования, песнопения, костюмы и особый строй речи. Суровые условия усложняли связь деревень с внешним миром: непроходимые леса и болота, размытые дороги, глубокие озера, холодное море. Сами поморы считают, что тишина и спокойствие северной природы, размеренный уклад быта благотворно влияют на человеческий характер. До беломорских поселений не добралось крепостное право, и поморские женщины особенно гордятся своей независимостью и силой духа.

Анна Заварзина и Елена Оводова

Участницы фольклорного театра поморской культуры «Сузёмье» поют песни своих бабушек, рассказывают легенды и сказки, воссоздают сцены из обрядов, хранят пинежские народные костюмы и украшения. «Сузёмье» — значит сакральное место, лесная глушь вдали от проезжих дорог, куда люди редко попадают, а еще реже — обратно выходят.

Аглицкий платок

Так и участницы «Сузёмья» окунают зрителей с головой в суровую красоту поморской жизни, заставляют верить в чудеса поморских былин и сказок. Здесь верят в заговоры и колдовство из давних времен, в силу слова и магию орнамента на одежде. «Сузёмушки» делают все сами: от изучения архивов и до организации выступлений. Нет начальников, нет подчиненных, нет спонсоров — все держится исключительно на любви к фольклору и желании заинтересовать новые поколения вековыми поморскими ритуалами: как провожали в рекруты, что пели на свадьбах, о чем рыдали на похоронах.

Василиса, внучка Оводовой Елены

Песни записывали по памяти от бабушек и прабабушек, брали из сохранившихся песенников и городских архивов. Некоторым текстам более 300 лет. А еще участницы «Сузёмья» разыгрывают сказки, былины и скоморошины. И знакомят зрителей с традиционной поморской кухней. Для каждой «сузёмушки» родной коллектив стал семьей. «Песни — это портал в детство, это память о семье и роде, — говорят женщины. — Хочется эти знания сохранить и передать, ведь без прошлого нет будущего».

Козуля с Умбы

Козули — лепные фигурки из теста, чаще всего изображенные в виде оленей, коз и коров. Жертвоприношения долгое время занимали особое место в культуре наших предков, а вера в «аграрную магию» усилилась после освоения земель и появления домашнего скота. В какой-то момент люди придумали обрядовые фигурки из теста, чтобы сохранить ритуал и обойти христианский запрет на жертвоприношение реальных животных.

Анна Олимпиева

Большое количество фигурок в канун земледельческих праздников символизировало увеличение поголовья домашнего скота и урожая, а также благополучие семьи. Сейчас козуль пекут на Рождество, дарят близким, друзьям с пожеланиями счастья и здоровья в новом году.

Серебряные браслеты с резными узорами

Украшениям уделялось особое внимание. Янтарные бусы, серебряные «бруслеты» и цепи рассказывали о достатке и служили приданым. Жемчужные серьги носили в богатых семьях, а серебряные и бронзовые встречались в обычных домах. Мужчины на Севере тоже иногда носили серебряную серьгу — в одном ухе.