08 апреля 2021 Просмотров: 386
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд ( Пока оценок нет )
Размер шрифта: AAAA

Центросоюз потребительских обществ: госкорпорация под видом кооперации или кооперация с государственным мышлением?!

Сначала приведу справочную информацию, а потом буду давать комментарии, так как многие утверждения вызывают много вопросов.

Центральный союз потребительских обществ России (Центросоюз) — некоммерческая организация с почти двухсотлетней историей, которая является высшим координирующим органом потребительской кооперации России. Центросоюз оказывает поддержку кооперации в сферах торговли, образования и науки, здравоохранения, взаимодействия с государственными структурами и органами власти, а также является участником целого ряда социально значимых проектов в России и за рубежом.

Дальше пойдут цифры, но с этим сложно. В конце 2018 г. традиционно прошли Чаяновские чтения и Съезд кооперативов, на которых раздавались буклеты Центросоюза. Во-первых, в этих буклетах нет даты их издания. В них также нет на какую даты приведены цифры. И они не совпадают с цифрами сайта. Со статистикой важно работать очень аккуратно. Итак, Центросоюз объединяет 2,6 тыс. потребительских обществ (2,3 тыс. в буклете), 2,5 млн. пайщиков (1,7 млн. в буклете) в 70 регионах страны.

Деятельность Центросоюза осуществляется в основном в сельской местности. Организация участвует в формировании социальной инфраструктуры деревни и жизнеобеспечении жителей 89 тыс. населённых пунктов, из которых в 54 тыс. проживает менее 100 человек. Центросоюз обеспечивает работой на постоянной основе 130 тыс. человек (на сайте — 200 тыс. человек; разброс в 70 тыс. человек — это что-то).

В систему Центросоюза входят более 4600 цехов по производству продукции (на сайте — 5000 цехов), 38300 розничных торговых предприятий (40 тыс. на сайте), 4700 предприятий общественного питания (5 тыс. на сайте), более 10521 приёмно-заготовительных пункта. На базе 13 тыс. стационарных и передвижных мастерских организации Центросоюза оказывают населению сельскохозяйственные, бытовые и строительные услуги.

Предприятия кооперации производят как продовольственные товары (напитки, хлебную и кондитерскую продукцию, консервы и полуфабрикаты, мясо-молочную продукцию), так и промышленные (ремонтные и строительные материалы, изделия из шерсти и меха и др.). На личных подворьях и в фермерских хозяйствах для кооперации заготавливают травы, свежие и сушёные грибы, ягоды, выращивают овощи, фрукты, зерновые, разводят крупный рогатый скот, овец, лошадей, свиней и птиц.

Суммарный оборот организаций Центросоюза составляет свыше 217 млрд. руб. (234 млрд. руб. на сайте), из них оборот розничной и оптовой торговли — более 145 млрд. руб. (160 млрд. руб. на сайте).

Система Центросоюза имеет собственную систему образования, включающую три ВУЗа (Российский университет кооперации, Сибирский университет потребительской кооперации, Белгородский университет кооперации, экономики и права) и более 40 специальных учебных заведения (на сайте — свыше 50), в которых обучаются боле 71 тыс. человек (более 100 тыс. чел. на сайте).

Центросоюз имеет свою систему здравоохранения и отдыха. 600 номеров в санаториях, более 10000 гостей в них ежегодно, 37 га территории, более 80 врачей и специалистов. Многопрофильные больница и поликлиника в Москве. Санатории в Подмосковье, Алтае, Кисловодске.

Далее цифры по членским организациям. Сначала будет приводиться цифра на 1 января 2018 г., а затем в скобках на 1 января 2017 г. Всего пайщиков — 1,7 млн. человек (3,8 млн. чел.), потребительских обществ — 2300 (3000), райпотребсоюзов — 111 (135), потребсоюзов — 70 (76). Какое-то катастрофическое падение за год или опять статистическое несоответствие материалов на сайте и в буклете.

А также, конечно, бизнес-центры и другая коммерческая недвижимость под сдачу.

1. Некоммерческий характер определить сложно. Нужно смотреть движения денежных средств на всех этапах и тогда будет понятно, есть ли частные выгодоприобретатели от хозяйственного процесса. Вывод частной прибыли может быть от аренды, расчётов с поставщиками, оплате труда и др. Приватизация выгод от госкорпораций не такое уж редкое явление.

2. Высший координирующий орган потребительской кооперации — сильное заявление, ведь не все потребительские общества (кооперативы) входят в систему Центросоюза. К тому же ещё есть сельскохозяйственные потребительские кооперативы, у которых свои объединения и союзы. Сельскохозяйственные потребительские кооперативы — не очень удачный термин, так как эти кооперативы создаются не для потребления, а для обслуживания интересов «фермеров». Точнее было бы их назвать обслуживающими.

3. Центросоюз позиционирует свою деятельность исключительно с положительной стороны и подаёт в позитивном ключе, не отмечая, однако, трудности, проблемы, вызовы, эффективность, рентабельность и др. Создаётся неполная идеалистическая картина.

4. По оглашению Центросоюз помогает кооперации, но я не знаю ни один кооператив или фермера, которому бы помог Центросоюз. В чём выражается эта поддержка? Кооперативы сегодня находятся в жалком состоянии. Не знаю ни одной научной или исследовательской разработки по кооперации от Центросоюза, которую бы применяли кооператоры. Возможно, это есть, но надо с лупой поискать.

5. Центросоюз якобы обеспечивает социальной инфраструктурой жителей села — важны конкретные цифры и результаты. Также важно понимать, что это за продукты снабжения и какую долю в них занимают табак и алкоголь.

6. В системе Центросоюза большое количество активов, которые достались от «государства». Какова эффективность их использования, куда поступают доходы от них, насколько оправданны расходы организации?

7. Заготовленная продукция для Центросоюза позиционируется как экологически чистая — гринвошинг и здесь работает.

Что это всё напоминает?

Во-первых, большую госкорпорацию с кооперативным позиционированием, а не кооперативную организацию с государственным мышлением. Огромная советская инфраструктура системы потребительской кооперации пока непонятно кем и как управляется. Отчётность и деятельность непрозрачны. Во-вторых, большая часть информации подаётся исключительно в положительном ключе, без анализы критики, вызовов, качества управления, эффективности соотношения налогов и дотаций, движений денежных потоков. В-третьих, непонятно самое главное — отдача для кооперативного сектора страны. Благодаря Центросоюзу он крепнет, ширится и растёт в качестве или, наоборот, медленно и верно хиреет, уступая социо-культурные позиции.