18 апреля 2021 Просмотров: 598
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд ( Пока оценок нет )
Размер шрифта: AAAA

Человеческие катапульты и крепости из костей: почему чукчи считались самыми свирепыми воинами Севера \ Почему службы в русских и украинских православных храмах проходят по-разному

 
 

В России о чукчах принято судить по многочисленным анекдотам, в которых представители этого древнего северного народа изображаются недалекими, наивными и добродушными дикарями. По большей части такому представлению поспособствовал популярный в 60-е годы советский фильм «Начальник Чукотки». Но историческая правда намного суровее: испокон веков чукчи нагоняли страх на соседей своим воинственным нравом.

Маскировка и самурайские латы

Широкой публике о военных успехах северного народа стало известно относительно недавно: в 2003 году вышла в свет иллюстрированная энциклопедия «Военное дело чукчей» Александра Нефедкина. До тех пор сведения о вооружении чукчей можно было найти лишь в некоторых краеведческих музеях региона и научных монографиях.

В отличие от своих соседей, а по совместительству заклятых врагов – коряков, тунгусов, якутов и эскимосов, чукчи выделяли военное дело в отдельную дисциплину. Они имели определённые представления о стратегии и тактике, умели строить оборонительные сооружения, развивали оружейное дело, придумывали, изготавливали и приобретали доспехи, пользовались маскировкой, а также изобретали простейшие механизмы, которые увеличивали эффективность сражений.

Примечательно, что ещё во времена Римской империи у чукчей уже была воинская экипировка. Они изготавливали прочные пластинчатые доспехи из моржовых костей и кожи. Позднее, когда чукчи познакомились с жителями японских островов, они стали закупать самурайские железные латы и даже мечи.

 

Луки и стрелы чукчей разительно отличались от традиционных охотничьих луков, которые были в обиходе у других северных народов. Они научились делать некоторое подобие пружин, что превратило обычный гибкий лук в аналог арбалета.

А отточенное веками мастерство тесания камня и кости позволило создавать острые наконечники для стрел различной геометрической формы. Кстати, как и индейцы, чукчи смазывали наконечники стрел ядом из обычного лютика.

Эксклюзивное оружие чукчей – человеческие катапульты. При массовых столкновениях с врагами из задних рядов чукчей вылетали воины и приземлялись в тылу врага, зачастую пролетая 30-40 метров.

В ближнем бою чукчи использовали пращи на длинном кожаном ремне, что также отличало их от менее воинственных собратьев. При этом они активно интересовались модными тенденциями оружейного дела, поэтому историки и археологи часто находили в чукотских стойбищах холодное оружие монгольского, японского и даже среднеазиатского производства.

 

Для обороны своих стойбищ и скота чукчи строили ледяные стены, а в летнее время – изгороди из костей, камней, острых кольев и перевернутых нарт. Однако нападения на чукотские вотчины были крайне редки: соседи и без того слишком опасались воинственных жителей ледовитого побережья.

Зачем чукчи воевали со всеми

На территории современной Чукотки луораветланы (самоназвание чукчей) появились ещё за 4 000 лет до нашей эры. Но происхождение народа может быть ещё древнее: по антропологическим параметрам наиболее близкими родственниками чукчей являются североамериканские индейцы.

По всей видимости, предки чукчей, эскимосов и алеутов населяли огромную территорию с американской стороны Берингова пролива. В какой-то момент они перебрались на территорию современной России, где, очевидно, им пришлось с боями отвоёвывать землю у других коренных жителей Берингии.

Основным занятием чукчей на первоначальном этапе было морское дело. Возможно, предки чукчей двигались на запад вслед за миграциями моржей, тюленей и китов. Во всяком случае, китобойное дело чукчей и эскимосов приносило этим народам существенную выгоду, что и привело их к конкуренции на море.

Чукчи были отличными мореплавателями. Хотя их морские суда за многие века совсем не изменились, они ещё в XIX веке на своих примитивных долбленках умудрялись грабить американские и канадские торговые пароходы.

Известна легенда о том, как однажды чукчам удалось угнать в плен американских чернокожих рабынь, и впоследствии чукчи не раз осуществляли набеги на канадскую территорию с целью похищения экзотических красавиц.

Но моря завоевателям было мало, и со временем чукчи стали углубляться на материковую часть России, отвоёвывая у якутов и эвенков многотысячные оленьи стада. Так появились чукчи-оленеводы, и к XX веку это уже стало их основным занятием.

Военное воспитание чукчей

Чукотских детей к войне готовили с малолетства, причем как мальчиков, так и девочек. Вообще, чукчи довольно лояльно относились к гендерным вопросам. Если женщина не хотела сидеть в чуме, а предпочитала сражаться или пасти оленей – на здоровье.

Примерно с пяти лет чукотских детей приучали спать стоя, держась за полог чума. Это делало их сон невероятно чутким, что не давало возможности врагам подкрасться незамеченными. Лучшими игрушками детей были ножи, луки и стрелы. Причём владение ножом для девочек было обязательным. Чукчи не признавали плена: если воины стойбища были побеждены, женщина обязана была зарезать сначала детей, затем родителей, а потом себя.

Подростки сдавали обязательный экзамен: отец уводил ребенка в лес или тундру и начинал преследовать его, пытаясь застрелить из лука. «Отличникам» удавалось увернуться, и тогда считалось, что вырос хороший воин, однако многие дети погибали.

Военные успехи последнего времени

Мало кто знает, что в 1947 году СССР воевал с США. Но как иначе назвать кровавое побоище между советскими чукчами и алеутскими эскимосами? Противостояние заклятых врагов было столь критическим, что правительства обеих величайших мировых держав предпочли попросту не вмешиваться.

А вообще с Российской империей у чукчей отношения сразу не заладились. Когда в середине XVII века первые русские казачьи отряды добрались до чукотских племен, они были крайне удивлены недружелюбному приему. Конечно, и эвенки, и якуты, и другие народы тоже вступали с казаками в стычки, однако впоследствии все же понимали выгоду добрососедского торгового оборота. Чукчи же торговать не хотели категорически.

В итоге почти трехсотлетнего противостояния чукчи одержали несколько очень громких побед над русскими, уничтожили и разграбили казачьи остроги и станицы. Лишь однажды в XVIII веке казакам удалось почти вплотную подойти к побережью: русские принесли с собой неведомую ранее болезнь – оспу, которая выкосила почти половину чукотского населения.

В общем, более-менее устойчивое русское поселение в виде воинской заставы появилось на Чукотке только в 1912 году. Ну а потом пришли советские люди с «красными» чумами, огненной водой и письменностью, и все изменилось.


Почему службы в русских и украинских православных храмах проходят по-разному

 

О феномене «украинского православия» сегодня не говорит только ленивый. При общности веры, в действиях русского и украинского православного обнаруживаются интересные отличия.

Видит лицо священника

По словам протоиерея, завкафедрой церковно-практических дисциплин Московской духовной академии и доктора церковной истории Владислава Цыпина, канонических предписаний, четко регламентирующих положение чтеца Евангелие во время богослужения, нет.
В русских храмах почти всегда следуют древней традиции и читают Священное писание в алтаре спиной к прихожанам. Такое положение символизирует обращение к Богу: пастырь, олицетворяющий библейского пастуха, идет с молитвой впереди «овец» (паствы). Поэтому вполне логично, что его взгляд обращен туда же, куда смотрит народ, – к Господу. Большую часть богослужения священник также проводит спиной к прихожанам.
Украинцы же зачастую видят лицо священника, который стоит спиной к алтарю. В таком случае чтение Евангелие больше походит на назидательную молитву-проповедь для собравшихся. Такое положение священника считается в русских приходах вольностью, отступлением от привычного богослужебного порядка. Считается, что при непосредственном обращении пастыря к прихожанам теряется перспектива бесконечности, алтарь выходит из фокуса (православные смотрят на батюшку, а не на алтарь), а паства и пастырь теряют единство и распадаются на «разумеющего» и «обучаемых».

Молится на родном языке

С XVI века предпринималось немало попыток, чтобы национализировать «украинское православие», в том числе и за счет приближения церковнославянского к украинским диалектам путем смещения ударений или адаптации написания. И сегодня богослужения во многих украинских храмах, в том числе чтение Евангелие и Апостола, происходит на украинском языке. Это значит, что всё сказанное во время службы и написанное в Священном Писании украинцу понятно. Возносить молитву в храме он также может на родном языке.
Русский православный молится в храме преимущественно на церковнославянском, на котором происходят и все богослужения. Напомним, что церковнославянский язык является мертвым языком. Подобно латыни, используемой в медицине и во время католических служб, церковнославянский – литургический язык божественных книг, на котором сегодня славяне не говорят.

Особенности причастия

Важной чертой «украинского православия» является открытость. Развиваясь на границе нескольких типов христианской культуры и испытывая влияние язычества и протестантизма, оно не потеряло индивидуальность.
Необычный синтез культурных явлений проявляется отчасти в том, что украинские православные приняли неканонические особенности католичества. Примером может служить момент анамнесиса с преосуществлением хлеба и вина в тело и кровь. Происходит это не при произнесении священником «Приимите, ядите, Сие есть Тело Мое», как в русских храмах, а во время молитвы «Сотвори убо хлiб сей».

 

Делает венчальный венок

Чин венчание, как одно из главных таинств православной церкви, окончательно сложился в XVI-XVII вв. Чинопоследование двух его частей – обручения и венчания – четко регламентировано: от вынесения Святого Креста с Евангелие и благословения жениха и невесты до троекратного обведения новобрачных вокруг аналоя и пения праздничных тропарей «Исайя ликуй» и «Святи мученицы». Интересно, что некоторые украинские священники предлагают молодым произнести клятву верности на Евангелие. Она подтверждает добровольность вступления в брак, а также уравнивает будущих мужа и жену в правах. Такого элемента в чине венчания русских православных нет.
Известно, что одним из обязательных элементов венчания является наложение венцов. И на русских, и на украинских православных налагаются пышные царские венцы, внешний вид которых пришел из византийской традиции. Но украинцы иногда используют их древний прообраз – венок из ленточек, который после венчания носится еще 8 дней. И часто венчальный венок украинцы делают своими руками.

«Перерубает» волосок

Влияние язычества наглядно демонстрирует количество ритуалов, которые соблюдают украинские православные при подготовке к крещению ребенка. При этом кум и кума – люди, выбранные в качестве крёстных родителей, становятся и крестнику, и его матери с отцом самыми близкими людьми (ближе кровной родни).
Среди обязательных ритуалов православных украинцев можно вспомнить о хлебном мякише, щепотке соли, печном угольке и железной вещице, которые от сглаза прячут в пеленку младенца перед походом в церковь. Перед возвращением крещеного малыша в доме обязательно зажигают свечу, а кума «перерубает» волосок ребенка монеткой, произнося заговор на счастье.