Крепостные 21-го века: важно не КАК, а у КОГО ты работаешь
Специфика российской экономики заключается в том, что зарплата работника чаще всего зависит не от его квалификации, а от места работы и лояльности своему начальству.
Неразрешимое, на первый взгляд, противоречие, почему российские граждане, переживающие в последние несколько лет существенное падение уровня жизни, тем не менее, сохраняют лояльность власти, доказывая тем самым, что телевизор побеждает холодильник в одни ворота, во многом разъясняет доклад доктора экономических наук, сотрудника Института экономики РАН Эдуарда Соболева «Оплата труда в системе социально-трудовых отношений: стереотипы и российские реалии». В нем, в частности, говорится:
«Спецификой российской экономики является не просто высокий уровень неравенства, а его деформированный характер. В конфигурации факторов, воздействующих на зарплату российских работников, внутренние факторы, играющие ведущую роль в западных моделях (образование, квалификация, опыт работы), отходят на второй план.
Доминирующее значение приобретают внешние по отношению к работнику факторы: сектор экономики (экспортно-ориентированный или обрабатывающий); регион (нефтегазовый, сельскохозяйственный или с преобладанием военно-промышленного комплекса); размер и местоположение населенного пункта, финансовое состояние предприятия. Отраслевые различия играют более заметную роль в сравнении с квалификационными…»
Экономист Дмитрий Прокофьев в своем комментарии к этому докладу пишет:
«То есть — важно не КТО ты (по профессии, уровню квалификации, и т.п.), а ГДЕ (вариант У КОГО) ты работаешь. Это как в 19-м веке — можно было крепостным «у хорошего» (богатого, доброго) барина, а можно было крепостным «у плохого» барина. С очевидными последствиями.
Такая система и заставляет работника демонстрировать лояльность — в первую очередь нанимателю (ну, а если наниматель зависит от власти, или сам представляет власть — то тем более). Человек не боится «потерять работу», он боится «потерять место работы». На новом месте все может быть гораздо хуже. Эта система объясняет, почему у нас не работает «солидарность трудящихся» (профсоюзы и прочее) — в системе, где зарплата зависит не «от квалификации», а от «места работы», там сотрудники высокой квалификации оказываются конкурентами друг другу — и рассчитывают, что лояльность начальству будет их преимуществом (если квалификация этим преимуществом быть не может)
Кстати, история о том, что люди боятся за свое «конкретное место работы», а не за условную «работу/профессию», объясняет, почему власти смогли форсировать вакцинацию, нажав на работодателей – штрафы, угрозы закрытия, рекомендации и разрешения «отстранять от работы» — все это подействовало, и наниматели отправили работников на прививку.
Предприниматель в наших условиях находится в полной симфонии с властью и выступает ее агентом по отношению к людям – ну, вот как помещик в 18-м веке отвечал за сбор и выплату «подушной подати»…»