28 февраля 2021 Просмотров: 638
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Размер шрифта: AAAA

Не мужчины и не женщины: почему у чукчей было 5 полов

2020-12-20 12:30:37

Гибкий подход к определению гендерных ролей не является изобретением современного западного общества. С древних времен во многих традиционных культурах люди делились на несколько полов. Например, среди чукчей и некоторых других народов Крайнего Севера существовали не только мужчины и женщины. Особенно много тех, кого мы сегодня назвали бы представителями ЛГБТ-сообщества, было среди шаманов.

Пол – это условность

Доктор биологических наук Марина Бутовская в своей книге «Антропология пола» (Фрязино, 2013 г.), отметила, что представления людей о гендерной идентификации с течением времени склонны меняться.

«На значительном промежутке времени от античности до конца XVII века западная культурная модель была в сущности однополой. Единственным полноценным полом признавался мужской, а женщина рассматривалась как недоразвитый мужчина… Лишь в XVIII веке стало постепенно формироваться представление о том, что мужчины и женщины – это два разных пола», – написала М.Л. Бутовская.

Поэтому многих путешественников, первооткрывателей Крайнего Севера, удивили чукчи и представители других народов, среди которых, не скрываясь, жили люди, не являющиеся ни мужчинами, ни женщинами в понимании европейцев.

В 2008 году в Москве была издана книга «Плавания вокруг света и по Северному Ледовитому океану», известного путешественника Фёдора Литке (1797-1882 гг.), в которую вошли его воспоминания об исследовательских миссиях в Арктику. Среди всего прочего автор рассказал, что недолго гостил в доме некого богатого старого чукчи, где его внимание привлек необычный субъект.

«В семье его бросился нам в глаза человек с лицом мужским, но в женском наряде, отличавшемся особенной тщательностью уборки: это был один из того рода людей, которые встречаются у всех азиатских народов, не просвещенных христианством. Пристрастие свое к известному противоестественному пороку чукчи приписывают наущению дьявола…», – так суровый мореплаватель Ф.П. Литке описал увиденное.

Являясь представителями другой эпохи, воспитанными среди людей, скрывающих свою сексуальность, европейские исследователи XVIII-XIX веков были склонны расценивать все то, что не укладывалось в их сознании, как происки дьявола.

Другой мореплаватель, Фердинанд Врангель (1796-1870 гг.), в своей работе «Путешествия по северным берегам Сибири и по Ледовитому океану, совершенные в 1820, 21, 22, 23 и 24 годах» откровенно удивлялся тому, что чукчи не стесняются своей нетрадиционной сексуальной ориентации, а местное общество не осуждает их.

«В заключение должен упомянуть о странном явлении, замеченном нами между сими грубыми детьми природы, а именно о том, что педерастия между чукчами весьма обыкновенна и нимало не скрывается. Они никак не могли понять нашего отвращения и полагали, что тут нет ничего предосудительного, и каждый волен следовать своему вкусу», – отметил Ф.П. Врангель.

А иркутский губернатор Адам фон Бриль (1719-1786 гг.) в своем официальном послании к Сенату от 1770 года упомянул: «... а прочие мужеска пола чрез волшебство обращаются в образ женский, и меж собой мужеложствуют и выходят друг за друга замуж».

Как именно происходило такое волшебство, мы расскажем ниже.

Женщины и мужчины

Когда речь идет о людях, независимо от эпохи и континента, все же, большинство представителей любого народа составляют мужчины и женщины. Природа такова. И для чукотского мировоззрения характерно четкое разграничение двух разных миров: феминного и маскулинного.

Сотрудник Северо-Восточного комплексного НИИ имени Н.А. Шило ДВО РАН Александра Романенко написала статью «Гендерный аспект в шаманизме чукчей», которая была опубликована информационно-образовательным ресурсом коренных народов «Льыоравэтльан» 20 марта 2007 года. Исследовательница отметила, что даже рождаются чукотские женщины и мужчины по-разному. Согласно мифам, души девочек в наш мир приносит кукушка, а души их братьев – ворон.

Все пространство чума делится на две половины, все предметы быта и домашнего обихода, инструменты и приспособления подразделяются на мужские и женские. Даже нарты бывают предназначенными либо для хозяина, либо для хозяйки. И сидят на них представители двух полов по-разному.

Разумеется, чукотские красавицы заплетают косы и носят одежду, отличающую их от представителей сильного пола. Даже речь у местных мужчин и женщин не совпадает, на разницу в произношении разных звуков, зависящую от гендерной идентификации, обращали внимание многие исследователи. Трудовые и хозяйственные обязанности чукчей тоже зависят от пола. Мужчины охотятся и совершают набеги на соседние стойбища, тогда как женщины следят за домашним очагом, готовят еду.

«Само разграничение некоторых сфер мужского и женского труда имело сакральный характер. Семейными святынями всецело распоряжалась женщина-хозяйка… Считается, что они более чем мужчины сведущи в подробностях совершения обрядов», – написала А.С. Романенко.

Вообще, чукчи были уверены, что представительницы прекрасного пола, в силу особенностей своего восприятия мира, без труда постигают тайны шаманизма.

Волшебное превращение

Представители всех народов Крайнего Севера с большим почтением относятся к шаманам. Эти особые люди, которые общаются с духами, тоже могут быть как мужчинами, так и женщинами. Но не только. Часто среди местных шаманов встречаются люди, изменившие свою гендерную роль.

Наиболее подробно эту самобытную ветвь чукотского шаманизма описал известный этнограф и северовед Владимир Богораз (1865-1936 гг.) в своей знаменитой научной работе «Чукчи», второй том которой посвящен верованиям жителей тундры. Книга получила название «Чукчи и Религия» (Ленинград, 1939 год издания). В ней говорится, что шаманы способны менять свой пол. Причем превращение мужчин в женщин встречается гораздо чаще.

Местное население Чукотки уверено, что заклинатели духов, камлающие с бубнами, могут магическим образом трансформироваться, полностью перевоплощаясь в представителей противоположного пола. Причем таких шаманов, о которых рассказывается в легендах, чукчи особо почитают и даже боятся, ведь они считаются наиболее могущественными, поскольку совмещают в себе и мужское, и женское начала.

Согласно народным поверьям, приказ изменить свой пол шаман может получить от духа-покровителя, который называется «келет» или «кэлэ», во время инициации. При этом дух становится как бы небесным, мистическим супругом молодого шамана или шаманки.

В.Г. Богораз слышал рассказы местных жителей, что некоторые мужчины и женщины предпочитали совершить самоубийство, не желая выполнять требования своего кэлэ о смене гендерной роли.

Три пола шаманов

В данном случае уместнее говорить не о полах, как таковых, а о различных гендерных ролях, признанных в социуме. Сами же шаманы выделяют три различные степени магического превращения.

Первый вариант является наиболее мягким. Шаманы просто меняют прическу. Например, мужчины начинают регулярно бриться, отращивать и заплетать волосы в косы, а женщины их, наоборот, отстригают. Такие люди ведут себя в обществе слегка по-другому, они начинают интересоваться ранее несвойственными для них вещами. Стоит заметить, что иногда такая перемена имиджа применялась не только шаманами, но и обычными людьми, опасавшимися злых духов. Считалось, что с новой прической они станут невидимыми для магических недоброжелателей.

Второй вариант смены пола предполагает уже более серьезные метаморфозы. Речь идет об отказе от мужской или женской одежды. Разумеется, после переодевания часто меняются и привычки людей, и манера их поведения в обществе. В чукотском языке существует специальное определение «мягко-человеческое бытие», которое предполагает некоторую неопределенность с полом конкретного индивида.

Полная трансформация гендерной роли – это третий вариант. В данном случае общество начинает воспринимать шамана как представителя пола, изначально ему противоположного. Такой человек может выйти замуж или жениться, поскольку считается превращенным.

Чукчи даже верили, что шаманы способны с помощью магических практик изменять свои половые органы. Да так, что человек, родившийся мужчиной и перевоплотившийся в женщину, может выносить и родить ребенка. Или «сделать» малыша своей жене, если речь идет об обратном перевоплощении.

При полной трансформации гендерной роли вчерашний парень бросает лук и копье и принимается за женские занятия – шитье и приготовление пищи. Он также начинает искать себе будущего мужа среди холостых соседей.

Браки превращенных

Чукотское общество воспринимало браки, в которые вступали шаманы, изменившие свой пол, как самые обычные семейные союзы. Их свадьбы сопровождались традиционными обрядами, а супруги жили, как принято в обществе: муж ходил на охоту, а жена заботилась о домашнем очаге.

Часто главой такой семьи, несмотря на пассивную роль в сексе, являлся шаман, поскольку его реальный, земной партнер боялся могущественного покровителя кэлэ, с которым магически сожительствует в астральном мире заклинатель духов.

Если мужчин, превратившихся в женщин по приказу кэлэ, среди чукчей встречали многие исследователи и путешественники, то о людях, подвергшихся обратной трансформации, только слышали, поскольку их было несравнимо меньше. В.Г. Богоразу рассказывали о двух таких женщинах, ставших мужчинами.

Первая была вдовой, матерью троих детей, когда ее настигло шаманское вдохновение. Пройдя через инициацию, она получила приказ духа о превращении. Полная трансформация произошла довольно быстро и без проблем. Вчерашняя дама обрезала волосы, надела мужской костюм, научилась стрелять из ружья и стала разговаривать с людьми, как представитель сильного пола.

Потом этот «мужчина» женился на молодой девушке, удовлетворяя ее специальным приспособлением, изготовленным из оленьего сухожилия. Такой искусственный пенис превращенный шаман носил на кожаном поясе, подвязанном к животу. Молодая жена родила от соседа двоих детей, отцом которых считался ее законный муж, сам родивший троих малышей в свою бытность женщиной.

Вторая превращенная в мужчину была девушкой, которая с юных лет вела себя весьма брутально, одевалась в одежду представителей сильного пола и увлекалась несвойственными для женщин делами: охотой и борьбой. И если первая девушка, к которой посватался этот «жених» отвергла все ухаживания, то вторая приняла предложение руки и сердца. Молодая пара жила, как и все другие семьи.