По следам «УГРЮМ-РЕКИ»: Кто, когда и зачем соорудил 400-километровый канал посреди Сибири \ Еще раз о В. Похлебкине
Все это преподносится и выглядит как утопия. Что-то наподобие желания выстроить оазис посреди пустыни, или перекинуть мост через океан…
А между тем, ничего утопичного в подобном канале нет. Более того, еще в 19 веке в России действительно проложили речную артерию длинной свыше 400 км и водили по ней суда весом до 80 тонн.
Есть предположение, что строительство именно этого канала и описал Шишков в своей «Угрюм-реке». Потому как слишком уж много совпадений, получается.
Когда построили?
Об этом канале задумывались еще с 18 века, но строить начали только в конце 19-го. А именно – в 1883 году.
Россия в это время переживала переход от феодализма (совсем недавно было отменено крепостное право) к капитализму. Бурно начала развиваться торговля и освоение сибирских богатств. По аналогии с «золотой лихорадкой» в США, тут развернулась своя собственная, «сибирская лихорадка».
Соответственно, промышленникам и купцам понадобились новые логистические цепочки – более быстрые и дешевые.
Где построили?
Как известно, самый дешевый способ доставки груза – водный. Например, отправить товар из Китая в Европу намного дешевле на корабле, чем на поезде. Хотя корабль преодолевает в 3 раза большее расстояние, но затраты энергии на каждую единицу веса у него гораздо меньше.
К тому же, железную или автомобильную дорогу еще нужно построить и регулярно ремонтировать, а вот реки и моря (на большей своей части) представляют из себя уже готовые и бесплатные дороги.
Сложность возникает только в тех случаях, когда две водные дороги (реки) никак друг с другом не соединяются. В этом случае необходимо перегружать грузы с кораблей на сухопутный транспорт и везти до следующего корабля. А все это – время и деньги.
Сибирь в этом плане устроена природой не очень рационально. Большинство рек пересекает ее как бы «в вертикальном» направлении. То есть по сибирским рекам чаще всего можно двигаться в направлении север-юг, но не запад-восток.
Как текут реки Сибири (в основном)
При этом, грузы, как раз-таки, требуется доставлять в «горизонтальном», широтном направлении. Из Сибири в Европейскую часть и наоборот.
Как нужно доставлять грузы
Вот для решения этой проблемы и был придуман Обь-Енисейский канал. Он должен был соединить (и соединил) бассейны двух могучих рек: Оби и Енисея.
Каждый из этих бассейнов – огромен. 3 и 2,5 миллиона квадратных километров соответственно. Благодаря каналу все это пространство объединялось в единую зону торговли площадью свыше 5 миллионов км2!
Конкретный маршрут
Прелесть этого канала в том, что непосредственно рыть землю пришлось на участке всего 8 км. В остальных местах уже имелись мелкие реки и озера. Оставалось их только углубить и укрепить берега.
Как выглядят берега канала сейчас
Конкретная нитка маршрута лежит от села Колпашево в Томской области до реки Енисей примерно в районе села Нижнешадрино:
По пути канал проходит по руслам речек, некоторые из которых на момент начала строительства имели глубину не больше метра. По окончании же стройки канал мог пропускать суда водоизмещением до 500 пудов (8 тонн), а во время половодья (весной) – до 80 тонн.
Правда, изначально проект рассчитывался на суда вообще до 300 тонн, но смета такого строительства оказалась неподъемной. К тому же, одновременно с каналом в Сибири строилась железная дорога, так что актуальность более дорогого проекта и вовсе пропала.
Трудности
На строительстве канала работало до 1000 вольнонаемных рабочих. Копали канал буквально вручную. В тайгу забрасывались лопаты, а черенки для них изготавливались прямо на месте из подручного материала.
Рабочих терзали полчища комаров и мошкары (которая в тех краях принимает масштабы стихийного бедствия), а наиболее страшной проблемой была цинга (крайняя степень авитаминоза), вызванная скудным питанием (рабочих кормили, в основном, кашей да капустой).
Если касаться технических трудностей, то главной из них стал перепад высот между Обью и Енисеем. То есть построить просто сквозной канал было нельзя, потребовались шлюзы.
Их было сооружено аж 8 штук (хотя, первоначальный, более дорогой проект, предусматривал 21 шлюз).
Современное состояние
Сейчас канал не используется, но он вовсе не зарос и не обрушился. Более того, по нему совершают путешествия туристы-водники. Иногда здесь бывают и журналисты, которые снимают о канале документальные фильмы (например, «Обь-Енисейский канал: Несбывшаяся мечта»).
Кадр из фильма
Берега канала все так же необитаемы (за исключением редких поселений староверов). Здесь гораздо проще встретить медведя или лося, чем человека.
Жизнь и гибель Вильяма Похлёбкина
Похлёбкин был великим кулинаром и замечательно писал на кулинарные темы, что было лишь малой частью его дара писателя и историка. Но после его гибели только эта тема и звучала: фильм «Смерть кулинара», статьи «Смерть по рецепту», «Профессор кислых щей», «Кулинарный Менделеев»… Он был таинственен и непонятен, и его смерть стала одной из загадок его жизни.