Причиной сибирских пожаров назвали «маленькую, очень хищную группу людей»: возбуждены десятки уголовных дел, но суть глубже
Ответственных за пожары в Сибири нашли: следователи нагрянули с обысками в Минлесхоз Красноярского края. Глава МЧС России Евгений Зиничев при этом заявил, что власти субъектов Сибирского федерального округа предприняли недостаточно мер для тушения лесных пожаров. И до катастрофических масштабов огонь распространился из-за того, что на местах недостаточно хорошо ликвидировали очаги возгораний. Это в продолжение темы о «нерентабельности» тушения огня в лесу. Хотя не все здесь зависит от местных чиновников…
До сих пор в дыму остается не меньше 618 населенных пунктов, расположенных в Бурятии, Якутии, Забайкальском и Красноярском краях, Иркутской области. При этом пламя охватило свыше 3 миллионов гектаров леса. Из хороших новостей только то, что распространение огня замедлилось примерно в 5 раз.
Пока Минобороны и МЧС борются с пожарами, Следственный комитет ищет виновных в произошедшем. В Якутии уже возбуждено 7 административных и одно уголовное дело против местных чиновников Верхоянского района республики. Все они считаются причастными к распространению огня. Всего в республике горят 1,2 миллиона гектаров.
В Красноярском крае фигурантами уголовного дела по статье «Халатность» стали чиновники Минлесхоза. В самом ведомстве, а также в региональном управлении МЧС России и лесопожарном центре вечером 1 августа изъяли интересующие следствие документы. По версии следствия, с 22 марта по 1 августа чиновники не предпринимали необходимых мер для ликвидации лесных пожаров. Всего в крае горит около 1,1 миллиона гектаров леса. Рекордсменом стала Иркутская область, в которой возбудили не меньше 35 уголовных дел и где горит около 700 тысяч гектаров.
Председатель Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарев пообещал проанализировать ситуацию вокруг лесных пожаров, чтобы выяснить, достаточно ли имеющихся Уголовного и Административного кодексов для наказания виновных в пожарах. В частности, политик считает, что наказывать надо как тех, кто поджигает лес, так и тех, кто пользуется пожаром для сокрытия незаконной вырубки леса.
Премьер-министр России Дмитрий Медведев тоже не остался в стороне. Он также предложил проверить связь лесных пожаров с незаконной вырубкой леса. И еще — конфисковывать все оборудование, обнаруженное на незаконных лесозаготовках.
Эксперты «МК» считают, что уголовные дела против местных чиновников не помогут справиться с лесными пожарами. Потому что в распространении огня не только их вина.
Алан Хасиев, председатель экологического движения «Ока»:
— Вопросы, связанные с лесным хозяйством, мы поднимаем на протяжении последних 15 лет. Те пожары, которые сейчас бушуют, связаны именно с принятием лесного законодательства и кодекса, который во многом применялся под влиянием лоббистов. Они были заинтересованы в наведении беспорядка в лесном хозяйстве России. И в итоге мы получили правовую базу, которая позволяет твориться беспределу в лесном и рыбном хозяйствах.
Система, которая существовала в советское время, сегодня полностью разрушена. А она позволяла использовать лес в промышленных масштабах и одновременно его восстанавливать. Сегодня необходимо ввести 100%-ное чипирование всего леса, который вывозится за границу. Весь лес необходимо жестко учитывать. Лесной кодекс нужно переработать, чтобы повысить роль государства в обращении с лесным фондом. Тогда исчезнет всякое желание устраивать пожары, поскольку большинство очагов возгорания имеют рукотворный характер.
Когда отсутствует должный контроль, появляются желающие использовать то, что бесхозно лежит под ногами. И всякий преступный элемент использует эти ресурсы по своему назначению. Мы очень боимся, что сейчас власти выборочно заведут несколько уголовных дел и все опять закончится до следующего раза. Это крайне неприятная ситуация, когда государство только реагирует на случившееся, но не пытается проблему предотвратить.
Татьяна Спожакина, красноярский эколог:
— Я работала в Богучанской тайге в 1976 году. И в силу своей профессиональной обязанности общалась с людьми из лесной охраны. Тогда за каждым огоньком леса гонялись, и самая главная задача была потушить пожар в зародыше.
Сейчас же ввели новый Лесной кодекс и лесавиаохрану уничтожили. А там такие территории, что у людей не осталось ничего, чем можно было бы погасить пламя. Зачастую арендаторы — люди, которым безразлично, что будет с лесом. Все, что написано в сегодняшнем лесном законодательстве, сделано для очень маленькой хищной группы людей. Китай за 17 лет не срубил ни одного дерева на своей территории на промышленные нужды. Но откуда тогда они берут материалы для мебели и бумаги — используют Россию, Индонезию и так далее. Надо в корне менять отношение к лесу и менять законодательство.