18 апреля 2021 Просмотров: 1 399
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд ( Пока оценок нет )
Размер шрифта: AAAA

Скопцы: почему эта секта была самой богатой в России \ Эксгумация останков Елены Глинской: чем мать Ивана Грозного удивила ученых

 
 

Во второй половине XVIII в. в России появилась секта, вступление в которую сопровождалось кастрацией каждого неофита. Несмотря на калечащую процедуру, движение скопцов быстро набрало популярность. Многих людей привлекала обеспеченная жизнь «белых голубей», как они сами себя называли. Причем, богатство скопцов имело не только экономические, но и социально-психологические причины.

Кондратий Селиванов

Вообще, практика кастрации людей по религиозным мотивам существовала с древних времен в разных частях света, но к ней прибегали лишь отдельные адепты тех или иных культов. И лишь в Российской империи возник настоящий феномен – массовое движение скопцов.

Основателем секты «белых голубей» был орловский крестьянин Кондратий Селиванов. На заре личностных исканий он вступил в местную общину хлыстов (христоверов), но быстро разочаровался, раскритиковав их за подверженность разврату. Новоявленный духовный лидер решил, что одержать победу над сексуальными соблазнами люди смогут лишь с помощью кастрации.

Автор книги «50 знаменитых сект» (Харьков, 2004 г.) Владислав Карнацевич отметил, что в 1772 г. деятельность К.И. Селиванова привлекла внимание властей. Екатерина II узнала о возникшем в Орловской губернии движении скопцов и распорядилась провести расследование.

 

Выяснилось, что глава секты, как и многие авантюристы того времени, объявил себя Петром III (супругом императрицы). Одно лишь это считалось непростительным преступлением, не говоря уж о сомнительных религиозных практиках, поэтому К.И. Селиванов был сослан в Иркутск.

Из Сибири в Москву этот человек вернулся лишь в 1795 г. Его снова арестовали и отправили в Санкт-Петербург, ведь учением лидера «белых голубей» вновь заинтересовались на самом верху. По неподтвержденным данным, с крестьянином Кондратием побеседовал сам Павел I. Впрочем, император не проникся идеями своего самозваного отца, и К.И. Селиванов остался в заточении.

Долгожданную свободу узник получил лишь после прихода к власти Александра I, который проводил лояльную политику в духовной сфере. С 1802 по 1820 гг. лидер «белых голубей» активно продвигал свое учение, заручившись поддержкой влиятельных сановников и богатых купцов.

Во что они верили

Идеология «убеленных» строилась на нескольких цитатах из Священного Писания, но важнейшими из них были два изречения из Евангелия от Матфея.

 

Первое: «Если же правый глаз соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, и если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя. Ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело было ввержено в геенну» (Мф. 5:29).

Второе: «… ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного» (Мф. 19:12).

Кондратий Селиванов и его последователи поняли эти цитаты буквально. Сам духовный лидер ратовал за так называемое «огненное крещение», когда нового адепта кастрировали раскаленными железными прутьями. Затем процедуру инициации, все же, пересмотрели. Сначала мужчина получал «малую печать» – лишался возможности стать отцом. И лишь окрепнув в своей вере, он удостаивался «большой печати». Полное оскопление совершалось острыми металлическими предметами. Например, серпами. Женщинам же, желающим вступить на безгрешный путь, отрезали груди.

Свои общины скопцы называли «кораблями». Как и хлысты, кастраты проводили ночные радения, доводя себя до исступления коллективными танцами и прыжками. Такие действия были призваны ослабить похотливые устремления людей и приблизить их земное существование к небесному, ангельскому.

 

Кто становился скопцом

Поначалу скопцами становились люди мистического склада ума, пресытившиеся плотскими удовольствиями и ищущие духовного спасения. Среди них было немало дворян или представителей купеческого сословия. Об этом кандидат исторических наук Илья Носырев пишет в статье «Скопчество: функция обряда кастрации, аудитория и структура общины», которая вышла в журнале «Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева» (том 2, № 4 за 2013 г.).

Кроме того, в ряды секты вступали мужчины, не желавшие обременять себя семьей. Избавление от плотских желаний казалось им правильным решением. Обычно это были военнослужащие или рабочие, подавшиеся на заработки в город. Хотя среди них попадались и женатые люди, решившие больше не плодить наследников.

Иногда богатые скопцы выкупали крепостных или за взятки освобождали из тюрем заключенных с условием, что те станут членами их общины. Владельцы предприятий и офицеры могли просто заставить зависимых от них людей пройти калечащую процедуру. Родители или опекуны кастрировали детей. А некоторых взрослых намеренно втягивали в долги и соблазняли красивой жизнью, которая начнется после «убеления».

Человек, перенесший процедуру, обычно не покидал секту, поскольку понимал, что обратного пути уже нет.

Влиятельные адепты

Расцвет секты пришелся на начало XIX века. В царствование Александра I произошла либерализация многих сфер жизни общества. Начали распространять свое влияние и скопцы, чей лидер в это время обрел свободу.

Доктор юридических наук Сергей Лукьянов посвятил этой теме статью «Полиция Российской империи в противодействии религиозному изуверству в первой четверти XIX в.», которая опубликована в журнале «Труды Академии управления МВД России» (№ 4 за 2018 г.). Исследователь отметил, что К.И. Селиванов «…пользовался огромной популярностью в столице как пророк и исцелитель, посещался огромным количеством людей, в том числе и представителями высшей аристократии».

Одним из влиятельных адептов секты был статский советник Алексей (Иосиф) Еленский – бывший камергер польского короля, принявший православие. В 1804 г. он даже подготовил проект передачи скопцам власти над Российской империей. Но император не поддержал это предложение, и А.М. Еленский вскоре был сослан в Суздальский монастырь.

Впрочем, среди скопцов оказалось немало других влиятельных сановников, родовитых дворян, богатых купцов и промышленников. Секта активно вербовала сторонников. По приблизительным подсчетам исследователей, в начале 20-х гг. XIX в. только в Москве их насчитывалось около тысячи человек. Кроме того, общины кастратов возникли в Туле, Тамбове, Нижнем Новгороде, Казани, Саратове и ряде других городов.

 

Богатые общины

Впрочем, богатство секты объясняется не только тем, что учение привлекло мистически настроенных дворян и купцов, разочаровавшихся в плотских утехах. Доктор исторических наук Андрей Машковцев считает, что причина крылась в идеологической доктрине скопчества, напоминающей трудовую этику протестантизма, которая привлекла представителей буржуазии, зарождавшейся в российском обществе. Об этом ученый написал в статье «Политика Вятской губернской администрации в отношении сектантов-скопцов в 50-70-х гг. XIX в.», вышедшей в журнале «Вестник Вятского государственного университета» (№ 1-1 за 2010 г.).

Многие люди вступали в секту, чтобы поправить свое материальное положение. Богатые скопцы выдавали неофитам денежные пособия, помогали открыть свое дело, предоставляли беспроцентные ссуды.

«Быстрому обогащению скопцов способствовал их аскетический образ жизни, а также отсутствие расходов на содержание семьи», – считает А.А. Машковцев.

Действительно, адепты секты, лишенные необходимости тратить время и силы на отношения, могли сосредоточиться на профессиональной деятельности. Даже в Сибири, куда во времена Екатерины II были сосланы многие кастраты, они вели успешный бизнес, занимались сельским хозяйством, благоустраивали свои поселения.

Кроме того, заводчики и промышленники быстро смекнули, что община скопцов – это золотое дно. Сектанты усердно трудились, не устраивали забастовок, не пьянствовали, не нуждались в дополнительной социальной поддержке: жен и детей у них не было.

В ряды «убеленных» вступили богатые московские купеческие дома Тимофеевых и Жигаревых. В Санкт-Петербурге казну секты изрядно пополнили братья Ненастьевы, а также купцы Артамоновы, Костровы, Васильевы. Аналогичная ситуация складывалась и в других городах.

Как отметил в книге «50 знаменитых сект» В.Л. Карнацевич, многие мануфактурщики, возглавившие скопческие общины, получали солидные барыши всего лишь за несколько лет эксплуатации «братьев по вере». Неплохой доход приносили кастратам и ростовщические операции. Этой мощной торгово-промышленной корпорацией, неуклонно распространявшей свое влияние по всей России, управлял К.И. Селиванов.

Упадок движения

Однако, уже в 1820 г. духовный лидер сектантов снова был арестован, его сослали в Суздальский монастырь. А причиной опалы на этот раз стало недовольство многих видных генералов, ведь незадолго до этого в царской армии началась активная пропаганда скопчества. Более того, некоторые офицеры-адепты организовали массовую кастрацию подчиненных им солдат. Такое случилось, например, в лейб-гвардии Егерском полку.

К тому же, всех взбудоражило известие о двух племянниках генерал-губернатора Санкт-Петербурга Михаила Милорадовича, которые тоже были оскоплены.

Вступив на трон, Николай I начал борьбу с религиозными движениями, противоречащими официальной церкви. А «белые голуби» к тому времени стали одной из наиболее влиятельных сект России. По некоторым данным, к 1826 г. в рядах этой организации состояло от 10 до 15 тысяч человек.

 

Уже вскоре власти запретили деятельность всех скопческих общин. Их руководители были сосланы в Якутию или Забайкалье – подальше от потенциальной паствы, а рядовые адепты затаились, практически прекратив вербовку неофитов.

В 1832 г. умер К.И. Селиванов, у скопцов не стало единого лидера. Разрозненные общины постепенно утратили былое богатство и влияни


Эксгумация останков Елены Глинской: чем мать Ивана Грозного удивила ученых

 

В апреле 1538 г. семилетний Иван Грозный остался круглым сиротой, в этот день скоропостижно скончалась его мать – Елена Глинская. По стране сразу же поползли слухи, что молодую правительницу отравили бояре. Поставить точку в этом вопросе удалось лишь спустя столетия. Эксгумация останков второй супруги царя Василия III заставила ученых и экспертов-криминалистов удивиться. При этом одни предположения историков нашли подтверждение, а другие – были опровергнуты.

Иностранка на троне

Елена Васильевна Глинская никогда не пользовалась поддержкой русского народа, много врагов она нажила себе и среди влиятельных московских бояр. Об этом кандидат исторических наук Ольга Федорова пишет в книге «Допетровская Русь. Исторические портреты» (Москва, 2007 г.).

После смерти Василия III, случившейся в декабре 1533 г., его вдова фактически стала правительницей страны. Она была регентом при своем сыне Иване. Молодая женщина проводила довольно жесткую внутреннюю и внешнюю политику. Она организовала денежную реформу, фактически введя в стране единую валюту, что позволило стабилизировать экономику и упорядочить торговые отношения. К тому же, Елена Глинская решительно ограничила властные устремления родовитых бояр, которых Василий III назначил опекунами Ивана IV перед своей смертью.

«В 1536 г. она заставила Сигизмунда Польского заключить выгодный для России мир, Швецию обязала не помогать Ливонии и Литве, как потенциальным противникам России», – отметила О.П. Федорова.

 

При этом по воле регентши в каземат отправился брат ее покойного мужа – князь Юрий Иванович, такая участь постигла и родного дядю – Михаила Глинского. Елена Васильевна воспринимала их как потенциальную угрозу своей власти. А дядя, к тому же, еще и вмешивался в личную жизнь вдовы, публично осуждая ее роман с князем Иваном Телепневым-Оболенским, носившем прозвище «Овчина».

Несмотря на свои властные полномочия, представительница знатного литовского рода, имевшая сербские и предположительно тюркские корни, воспринималась русскими людьми как иноземка. А еще, недовольные отстранением от власти бояре распускали в народе нелицеприятные слухи о матери Ивана IV. Поговаривали, что она придерживается католической веры, да и, вообще, втайне совершает сомнительные ритуалы.

Подозрительная смерть

Доктор исторических наук Дмитрий Лисейцев в своей книге «Царь Иван IV Грозный» (Москва, 2015 г.) обратил внимание, что внезапный уход из жизни молодой регентши неспроста показался ее современникам весьма подозрительным. К тому же, женщину спешно отпели и похоронили – уже на второй день после смерти, что наводило на мысли о попытке скрыть от придворных явные признаки действия яда.

«Смерть Елены Глинской была скоропостижной, свидетельств тому, чтобы ее кончине предшествовала хотя бы скоротечная болезнь, не сохранилось. Неудивительно поэтому, что вскоре после смерти княгини-регентши по стране, а затем и за ее пределами поползли слухи о том, что скорая на расправу правительница была отравлена собственными боярами», – написал Д.В. Лисейцев.

 

Кто знает, как сложилась бы история нашей страны, если бы Иван Грозный рос, окруженный заботой любящей матери. Но семилетний наследник престола и его глухонемой брат Юрий остались сиротами и были вынуждены терпеть пренебрежительное отношение бояр, среди которых долгое время верховодили Шуйские.

Прибалтийская внешность

Елена Глинская упокоилась в Архангельском соборе Кремля, где традиционно хоронили самых знатных женщин Руси. Изучением их останков занималась специально созданная рабочая группа, в которую вошли археологи, антропологи, судебные медики, химики, эксперты-криминалисты и ряд других специалистов. Возглавила группу ученых доктор исторических наук Татьяна Панова. О результатах этих исследований она рассказала в интервью корреспонденту газеты «Российские вести» Ладе Меркуловой. Статья под заголовком «Тайны женского некрополя в московском Кремле» вышла в № 35 за 2007 г.

По словам Т.Д. Пановой, изучение останков Е.В. Глинской началось в 1999 г. Лицевой отдел черепа и нижняя челюсть великой княгини сохранились достаточно хорошо, что позволило известному судебно-медицинскому эксперту-криминалисту Сергею Никитину сделать скульптурную реконструкцию портрета этой женщины. В своей работе он использовал знаменитую методику антрополога Михаила Герасимова.

Как выяснилось, у Елены Глинской была типично прибалтийская внешность: вытянутое лицо, казавшееся длинным, с узким прямым носом и выступающим волевым подбородком. Волосы покойной оказались рыжими.

 

Лишний позвонок

По-настоящему удивила ученых аномалия в скелете Елены Глинской, которую обнаружил кандидат биологических наук, антрополог Денис Пежемский. Дело в том, что поясница обычного человека состоит из пяти позвонков, а у покойной регентши их было шесть. Это очень редкое явление.

Возможно, именно поэтому супруга Василия III была выше, чем большинство ее современниц – около 165 см. Фигура матери Ивана Грозного полностью соответствовала европейским стандартам красоты и стройности. Антропологи, исследовавшие останки, определили, что у покойной были длинные ноги, узкие бедра и изящные руки.

Кривые зубы

Пожалуй, единственным недостатком во внешности Елены Глинской были кривые зубы. Доктор исторических наук Александр Филюшкин упомянул об этом в книге «Василий III» (Москва, 2010 г.).

Основываясь на результатах эксгумации останков, ученый написал: «Резцы находили один на другой, зубы росли криво и с промежутками между ними. То есть, улыбаться открытым ртом на публике Елене категорически не рекомендовалось».

К тому же, предкоренные зубы нижней челюсти были сточены буквально до корней. Причем, с обеих сторон. Как предположили исследователи, женщина могла так навредить своим зубам, протягивая чрез них золотые нити во время регулярных занятий шитьем и вышиванием. Возможно, Е.В. Глинская с юных лет всерьез увлекалась рукоделием.

Совсем молодая

Результаты эксгумации позволили уточнить данные о возрасте Елены Глинской. Как рассказала в интервью руководитель исследовательской группы Т.Д. Панова, в момент смерти матери Ивана Грозного было всего лишь 25-27 лет. Поэтому ученые пришли к выводу, что покойная вряд ли родилась раньше 1510 г., хотя некоторые другие историки датируют ее появление на свет 1508-м г.

«Но нужно обязательно помнить, что возраст, установленный по скелету, это возраст биологический. Он может отличаться от календарного (паспортного) возраста…», – отметила Т.Д. Панова.

И все же, исследователи пришли к выводу, что Е.В. Глинская была молодой и здоровой женщиной, тем больше вопросов вызвала причина ее скоропостижной смерти.

 

Все-таки отравили

Слухи об отравлении Елены Глинской ходили не одно столетие, и ученым, наконец, удалось найти им официальное подтверждение. Заведующая спектральной лабораторией Бюро судебно-медицинской экспертизы Комитета здравоохранения г. Москвы Тамара Макаренко проанализировала останки регентши и пришла к выводу, что покойная была отравлена ядом, содержавшим соли ртути. Если количество этого вещества в организме человека в норме не превышает 0,05 мкг/г, то в волосах Е.В. Глинской оказалось 55 мкг/г ртути. То есть, исследование подтвердило превышение допустимой концентрации более чем в тысячу (!) раз.

Поскольку именно волосы накапливают все токсичные соединения, поступающие в организм, то можно предположить, что мать Ивана Грозного травили довольно долго. Кроме того, эксперты-криминалисты обнаружили в останках женщины превышение концентрации многих других вредных веществ: свинца – в 28 раз; селена – в 9 раз; мышьяка – в 8 раз; цинка – в 3 раза, меди – в 2 раза.

Впрочем, некоторые историки усомнились в факте отравления Елены Глинской. Так, Д.В. Лисейцев в своей вышеназванной книге написал: «Однако следует учитывать и то, что в XVI в. названные выше ядовитые вещества нередко бывали составными частями лекарств и даже женской косметики. Поэтому торопиться с выводами не следует».

Действительно, в эпоху Средневековья знатные красавицы регулярно пользовались белилами, в состав которых входили свинец и барий, киноварью из ртути и серы, а также сурьмой. И хотя эти химикаты способны проникать в организм человека через кожу, к внезапной смерти они привести не могли.

«Но все же для накопления количества, зафиксированного в останках Елены Глинской, ей нужно было пользоваться такими лекарствами и косметическими средствами не одно десятилетие. Даже видавших виды экспертов-криминалистов поразил результат спектрального анализа волос, и они провели повторные исследования, дабы исключить ошибку в своем заключении», – рассказала доктор исторических наук Т.Д. Панова.

Так что факт отравления Е.В. Глинской можно считать доказанным.