За пределами допустимого: Новосибирск задыхается от морозов и смога
Экстремально опасный воздух застыл над Новосибирском. Сервис мониторинга качества воздуха City Air ставит Новосибирску 10 балов из 10 по уровню загрязненности атмосферы. Этот показатель означает, что в воздухе огромное количество вредных примесей.
С 28 декабря и по сей день концентрация достигает критических значений: превышено предельно допустимое сочетание взвешенных частиц и диоксида азота.
Сервис рекомендует жителям Новосибирска как можно меньше находиться на улице и закрыть окна. Ожидается, что ситуацию ухудшится.
Практически все районы затянуты густым смогом, видимость на дорогах — почти нулевая.
«На улице находиться невозможно, дома также — головная боль и обострение астмы, — долетел до «НИ» отчаянный крик жителей. — Это же смертельный уровень концентрации!! Ну зайдите в Яндекс, оторвитесь уже от салатов)) В Яндексе посмотрите качество загрязнения воздуха в Новосибирске! Давайте кричать об этом!! СРОЧНО ВСЕ ОСТАВЛЯЙТЕ и пишите ЖАЛОБУ В РОСПОТРЕБНАДЗОР!!»
Новосибирское управление МЧС новогодний смог объясняет холодной погодой — от минус 35°С и ниже. Прогноз на ближайшие дни – усиление морозов до минус 45. Считается, что низкие температуры при отсутствии осадков и ветра способствуют сохранению вредных примесей в воздухе.
— То, что в городе стало опасно дышать, местные СМИ писали весь год, -напомнил в разговоре с «Новыми Известиями» доцент кафедры инженерных проблем экологии НГТУ Владимир Северцев.- Новосибирск занимает четвёртое место в рейтинге российских городов с самым грязным воздухом. Хуже дела обстоят только в Москве, Санкт-Петербурге и Челябинске. Но я бы не рискнул связывать сложную экологическую обстановку в городе только с зимними температурами. Весной, летом и осенью никакой лютости не наблюдалось, но постоянно был введён режим «чёрного неба», и он мало чем отличался от нынешнего «штормового предупреждения». Власти просто недооценивают то, что происходит в городе с воздухом. Поэтому у нас нет и никогда не было грамотной проработанной стратегии выхода из экологического кризиса. Сегодня она нужна как никогда.
Новосибирск — третий по количеству жителей город Российской Федерации и самый населенный в азиатской части страны. Он располагается на берегу Оби, рядом — Новосибирское водохранилище, снабжающее мегаполис водой. В городе функционируют несколько десятков предприятий металлургии, атомной и химической промышленности.
Экологи насчитывают вблизи заводов 200 зон с повышенным радиационным фоном. В атмосфере присутствуют торий, уран, радий. Но радиоактивное загрязнение почв Новосибирской области происходит не только за счет антропогенного воздействия: гранитная плита, на которой расположен город, содержит природный и опасный для здоровья человека радон. Он легко смешивается с воздухом, отравляет почву и сточные воды. Отравление радоном — второй по частоте фактор, приводящий к развитию рака легких. Новосибирск, увы, — один из десяти самых «раковых» городов страны. На диспансерном учете , по официальным данным, не меньше 10% населения. Плюс астматики, число которых за последние годы значительно увеличилось из-за больших проблем с воздухом.
Лидер новосибирского отделения экологической партии «Зелёные», депутат горсовета Игорь Украинцев поделился с «НИ» заметил, что плохой воздух, кроме непосредственной угрозы физическому здоровью, ещё и дурно пахнет, в прямом смысле этого слова. Неприятный запах, по его мнению, исходит от автомобильного транспорта:
— Наш рынок наполнен экологически вредными автомобилями — в большинстве своём это машины классов Евро 2 и Евро 3. Евро 5 в лучшем случае, соответствует лишь несколько процентов. И все они стоят в огромных ежедневных пробках и ежесекундно наполняют наш воздух опасными выбросами, — отметил депутат. – Есть ли решение? Есть! Я глубоко убеждён, что развитие транспорта — это не покупка подержанных трамваев и троллейбусов. Даже соседи уже проводят транспортную реформу, уменьшая с обновлённым парком и количество пробок, и количество выбросов в атмосферу вредных веществ. Приведу в пример Новокузнецк, который, столкнувшись с серьёзными проблемами, решился на проведение транспортной реформы. После её завершения горожане будут ездить на качественном общественном транспорте, подобно жителям Казани, Москвы и Санкт- Петербурга.
При всем уважении к трудам местных «зеленых» по поиску виновных в отравлении воздуха не все автомобилисты готовы заткнуть выхлопную трубу на своих авто. Судя по дискуссии в местных соцсетях, «зеленые» вообще не на тех переводят стрелки.
«То есть опять автовладельцы виноваты, что не покупают современные машины? –от имени братьев по разуму куражится Черницкий Даниил Владимирович. — Или если бы не было пробок, то и воздух был бы чище? Какое счастье еще, что заводы уже не работают, а то бы вообще бы задохнулись, ведь и рабочие бы на работы все время на машинах бы ездили…»
Тем не менее, ученые Новосибирска провели масштабное исследование загрязненности атмосферы и пришли к выводу, что только за прошлый год в воздух Новосибирска было выброшено около 400 тысяч тонн веществ. Примерно 70 % из них — из-за автотранспорта, 30 % — это заводы и производства города.
— Я считаю, что пока у нас машины (большие или маленькие) будут прогреваться под окнами, ничего не изменится, — заявил эколог, старший научный сотрудник НГУ Сергей Пащенко. — Такая ситуация возникает почти каждую ночь. Проблема огромная, особенно для нашей страны. Она еще и в том, что есть автомобили не предназначенные для эксплуатации в наших условиях. Поэтому некоторым автовладельцам, которые прогревают машины, проще переплатить за бензин, чем пройти какое-то количество метров пешком.
Ранее представители мэрии заявили, что в Новосибирске могут ограничить передвижение автомобилей по городу из-за ухудшающегося качества воздуха.
Начальник Западно-Сибирского управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Валерий Григорьев выступил в поддержку инициативы: «Автомобильные пробки не дают спокойно дышать горожанам, а птицы замертво падают, когда владельцы начинают раскочегаривать свои авто».
Однако сентенция «внимательно относиться к экологии города и делать все, что зависит от вас», особого отклика в соцсетях не нашла.
Татьяна Казанова: «Суббота, 2 января, густой смог на улице. Сидим дома, пробок нет, на автомобили загрязнение уже не свалить. Разуйте глаза: в Новосибирске просто перевели ТЭЦ с газа на бурый уголь. Начните контролировать предприятия, дармоеды!!
Осип: «Идет откровенное воровство чистого воздуха у горожан. СГК, ты травишь тех, кто тебе платит. Убивать население Новосибирска это не только геноцид, но и путь к банкротству. Ставьте фильтры на свои трубы, ну это невозможно ж выжить в таких условиях. Мэрия, сдай назад!»
Соцсети завалены фотографиями сугробов, покрытых толстым слоем сажи. Содержание подписей и комментариев гласит: «Такого зимой еще не было», «Как мы этим дышим?»
Преподаватель кафедры экологической безопасности и экономики природопользования НГУЭУ Евгений Семенюк прокомментировал проблему следующим образом: «Чёрный снег и смог – явление для морозов не новое. При низкой температуре давление воздуха препятствует восхождению продуктов горения вверх, и тяжёлый воздух стелется по земле. Из-за этого вся сажа и примеси осаждаются на снег, деревья, дома, припаркованные автомобили»…