28 июля 2020 Просмотров: 463
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд ( Пока оценок нет )
Размер шрифта: AAAA

Скифо-сибирский мир

Под напором фактов «специалисты» неохотно соглашаются, что с VII в. до н. э. и до IV в. н. э. от Дуная на западе и до плато Ордос на востоке в Китае сложилась «культурно-историческая общность, называемая скифо-сибирским миром». Мир этот — «очень схожие археологические культуры»: саков в Казахстане, савроматов в Заволжье и Южном Приуралье, пазырыкской культуры Горного Алтая, тагарской культуры в Минусинской котловине, культуры плоскогорья Ордос и других культур. Здесь мы можем познакомиться с золотыми изделиями и оружием сибирских скифов, с реконструкцией сибирских воинов разных эпох, узнать о родине первой боевой колесницы.

По одной из легенд говорится, что первым на этой земле, появился человек по имени Таргитай. Его родителями были Зевс и дочь реки Борисфена (Днепр). У них было три сына: Липоксай, Арпоксай и Колаксай. От старшего Липоксая произошел род скифов авхатов — жрецы, от Арпоксая произошли катиары и траспии — земледельцы и скотоводы, а от младшего Колаксая — царственные паралаты — воины и цари. Все вместе они называются сколотами, по имени царя. Скифами их назвали греки. Территория Скифии была разделена Колаксаем, первоначально на три царства между своими сыновьями и одно из них он сделал наибольшим: то, в котором хранилось золото. На некоторых картах иногда можно увидеть надпись: «стерегущие золото грифы».

До сих пор на территории Сибири находят артефакты, подтверждающие былую славу народов ее населяющих. Могли ли такое изящество, такую красоту создать дикари, варвары, люди говорящие непонятные вещи, почти как звери? Конечно нет, это люди высокой культуры и мы должны гордиться своими предками.

Сибирь — прародина многих народов. Впервые о культуре скифов стало известно именно с территории Сибири, благодаря тому, что Петр I стал собирать Сибирскую коллекцию скифского золота. Началось всё с того, что царь Петр I (1689-1725 гг.) в начале VIII века получает в подарок от Демидова коллекцию золотых предметов из сибирских курганов. Это событие можно рассматривать как отправную точку в деле изучения скифов Сибири, и именно этот период положил начало Сибирской коллекции.
Первые организованные раскопки скифских захоронений в Сибири, проводились во времена правления Петра I. Запретить разграбление захоронений он не мог, потому, что уже сложились целые поколения бугорщиков, поэтому стал щедро оплачивать добытые артефакты. В результате этого были обнаружены прекрасные находки, изготовленные из драгоценных металлов, хранящиеся в Эрмитаже, в Санкт — Петербурге.

 

 

 

Тысячи и тысячи скифских могил-курганов в Сибири были разрыты и уничтожены только в течении XVIII в. Бесценные произведения скифских ювелиров безжалостно переплавлялись в золотые и серебряные слитки. То, что находится в Эрмитаже, это лишь малая часть от огромных богатств сибирских скифов, большинство уникальных памятников скифской культуры погибло безвозвратно. Уничтожались не только предметы из драгоценных металлов, но и выбрасывались ненужные вещи. Сколько учёных и представителей властей участвовало в этом грандиозном разграблении неизвестно, но они не могли быть к этому безучастны, количество сокровищ измерялось тоннами. Пострадала, конечно же, скифская история, которая из-за простого невежества потеряла часть источников, которые уже никогда не восстановить.

 

 

 

В курганах найдены сотни скифских золотых предметов с изображёнными на них скифами. Незначительная часть артефактов скифского времени нам также поясняет, что их состав был многонационален, так же, как и во времена Российской Империи, Советского Союза и эти малые народы сохранилась до наших дней.

 

 

 

В сибирских музеях хранятся тысячи предметов скифской художественной бронзы, найденные в разное время, начиная с XVII в. и до сегодняшнего дня. Из сибирских курганов происходят многочисленные золотые и серебряные украшения. В больших количествах их можно видеть на витринах и в запасниках российских музеев Омска, Новосибирска, Барнаула, Кемерово, Абакана, Минусинска, Кызыла и других городов. Отличительная черта скифов — это оленные бляхи.

Немало их в музеях Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, Монголии, Китая, Ирана, Афганистана, а также европейских стран и США. Сделанные в типичной манере скифского «звериного стиля», они не оставляют никаких сомнений в принадлежности к культуре скифских народов. Собрание «звериного стиля» в Эрмитаже дает возможность оценить духовную и художественную близость образов большой группы народов, которую греки называли скифами, а персы — саками.
У воинов скифов был свой покровитель — это олень с ветвистыми рогами, символизирующий быстроту, огненные языки пламени и сияющее солнце. Оленные бляхи скифов воинов встречаются повсеместно, почти на всём евразийском континенте.

 

В Горном Алтае на высоте 1600 метров над уровнем моря находится урочище Пазырык, там были обнаружены курганы, под которыми покоились родовые могилы знатных воинов или племенных вождей, живших в 5-2 веках до нашей эры.

В 1929 году археологами под руководством академика С.И.Руденко был раскопан 1 Пазырыкский курган, захоронение скифского периода. В 1947-1949 гг. М.П.Грязновым и С.И.Руденко в урочище Пазырык были исследованы ещё 5 больших курганов, поражающих своими размерами и древностью. Исследователям курганов стало ясно, что еще в древности курганы были ограблены. Грабители проникли внутрь кургана через узкий лаз, со временем потолок погребальной камеры обрушился, завалив помещение бревнами средней толщины, их было около 300 штук. Над бревнами возвышалась насыпь, высотой в 2,2 метра и диаметром 47 метров.

Вечной мерзлоты в Горном Алтае нет, но в погребальную камеру проникла вода и замёрзла там, на долгие тысячелетия, сохраняя всё древнее содержимое погребения, как в морозильной камере.

В ледяной камере сохранились не только предметы из драгоценных металлов, но и вещи из дерева, кожи, шерсти, кости, волос, которые не доживают до наших дней в других курганах. Сохранились даже скифские ковры с древними мифическими сюжетами.

 

 

Этот ковёр самый древний из всех. Шерстяное ворсовое полотно соткано с изображением оленей, лошадей, грифонов.

 

 

В деревянном саркофаге хорошо сохранились мумифицированные тела мужчины — знатного воина и женщины. В кургане обнаружены останки лошадей, на мордах четырёх коней были надеты ритуальные кожаные маски с рогами.

 

 

 

Интересна также реконструкция Сибирского воинства разных эпох. Восстановлено по археологическим находкам захоронений по всей территории Сибири.

1)Кулайский таежный вождь; 2) Воин VI-IX вв. Томского Приобья; 3) Воин Усть-Ишимской культуры таёжного Прииртышья VIII-XII вв. (Рядовой таежный воин эпохи викингов). Реконструкция по материалам памятников Омского Прииртышья и Нижнего Приобья.

4) Тяжеловооруженный воин VIII-XII вв. Реконструкция по материалам Среднего Приобья.
5) II-IV вв. Реконструкция по материалам Сидоровского и Исаковского могильников. Омское Прииртышье.
6) Воин карасукской эпохи.

Ниже на рисунке воин-колесничий андроновской культуры. Середина 2-го тыс. до н. э. Судя по амуниции, Сибирский климат еще был теплым.

В петровско-синташтинской культуре (7-6 вв. до н.э.), исследуемых с конца 60-х годов в междуречье Тобола и Ишима, выделяются захоронения жрецов и мужчин-воинов. В их могилы устанавливались двухколесные боевые колесницы, а по бортам могильных ям укладывались по две убитые упряжные лошади. Погребённых сопровождают богатые наборы медных и бронзовых орудий труда, оружия, конского снаряжения и у крашений.

Именно здесь и находится родина боевой колесницы. Во втором тысячелетия до н. э., начинается массовое перемещение Сибирских народов в восточном направлении. Оно происходит несколько южнее — по открытым степным и лесостепным пространствам Сибири — и связывается с появлением на исторической арене скотоводческих племен андроновской культуры. Это название они получили по месту нахождения оставленных ими на этой территории памятников — у села Андроново Ужурского района (Красноярский край). Андроновцев, представлявших собой союз многочисленных родственных европеоидных племен, можно определить как культурно-историческую общность. Они умели разводить породистых овец, быков-тяжеловозов, стремительных и выносливых коней. Это они, те самые древние арии, их культурная скифская общность известна, как древняя индоарийская цивилизация, давшая впоследствии начало развития всем империям арийского круга, Индийской цивилизации, многим современным народам Европы и России.

Андроновские племена имели несметные табуны лошадей и запрягли их в боевые колесницы. Именно это и определило боевую мощь арийских племен, завоевавших верхом на лошадях и в колесницах половину древнего мира. Именно из районов Урала и Западной Сибири начинали своё завоевательное движение арийские племена на юг: в Иран, Индию и на Ближний Восток.

Причины, вызвавшие столь мощную миграцию, до конца не ясны, но большинство исследователей склоняется к мысли, что покинуть обжитые места в поисках новых благодатных земель людей заставили резкие изменения климата. Некоторые ученые это связывают из-за извержения вулкана Санторин, как на одну из многих, но самых мощных из последних миграций. (Смотрите также пост: «Древняя история Таджиков»).
Стремительному продвижению древних ариев, их военным успехам способствовала, как я уже отметил, новая боевая техника — колесницы. Сконструированные первоначально для степной охоты, для управления многотысячными стадами, они стали древнейшими, если даже не первыми, военными «машинами». Существует мнение (в частности, авторитетного археолога, исследователя восточных древностей Г. Чайлда), что по своему тактическому применению колесницы того времени сопоставимы с современными танками.
Лошадей в колесницы запрягали по большей части, парой: левая, управляемая возничим — коренная, правая — пристяжная. Практиковались и тройки — только в отличие от знаменитых почтовых, здесь две лошади находились под ярмом, а третья была пристяжной. Встречались и четверки — квадриги.
Благодаря появлению боевых колесниц скорость передвижения войска возросла более чем в 10 раз. Однако колесница представляла опасность только в движении. Боевым повозкам нельзя было останавливаться в бою, ибо они были весьма уязвимы для вражеских стрел и копий. Стоило ранить даже одну лошадь, и весь экипаж превращался в беззащитную мишень.

Спустя много веков, боевая колесница все так же оставалась самым грозным оружием.