Русские Литвы
На правом берегу реки Дубиссы, в южной части Жмуди (область нынешнего Каунаса), есть местечко Эйрагола. В XIII веке тут было укрепленное поселение, и стоял небольшой деревянный замок, который был колыбелью княжеского рода Гедимина (1275 —1341 г.г.), основателя династии Гедиминовичей.
Если заглянуть в «Общий Гербовник дворянских родов Российской Империи, начатый в 1797 г.», , то мы обнаружим, что многие из фамилий дворянских родов России являются прямыми потомками династии Гедиминовичей. Например, в родословной князей Голицыных записано: «Род князей Голицыных происходит от Гедимана — Великого Князя Литовского. В родословной князей Полоцких и Литовских, находящейся в бархатной и других родословных книгах, показано, что «сей Гедиман или Едиман происшёл от Российского Великого князя Владимира Святославича из великокняжеского рода Рюриковичей, который крести Русскую землю, и посади сына своего Изяслава на Полоцк, от коего пошли князья Полоцкие и Литовские.»
По наследству от великокняжеского рода Рюриковичей Владимир Святославович, и князь Литовский Гедимин унаследовал и геральдический знак родового герба Рюривовичей – это изображение «пикирующего сокола». На древнерусском языке сокол назывался «рарог» или «рюрик», отсюда происходит имя княжеского рода Рюриковичей.
Великий князь литовский, правивший с 1316 г. по 1341 год Гедимин (лит. Gedimínas, польск. Giedymin, белор. Гедзімін), смог объединить Литву и Западную Русь и создать сильное европейское государство — Литовско-Русское княжество.
Как его отец Великий князь литовский Путавир Будивид (лит. Putavyras, Pukuveras, Butvydas, Budividas, Лютавир, ум. 1295 г.), и его брат князь Витеня (1260 — 1316 г.г.), так и Великий князь Гедимин (1275 — 1341 г.г.) продолжал объединение западно русских земель в единое государство.
Под его власть мирно перешли древнерусские земли с городами Полоцк (1307 г.), Гродно и Берестье (1315 г.), женил своего сына Ольгерда и присоединил Витебск (1320 г.).
В 1321 году в битве на реке Ирпень войско Гедимина полностью разбило объединенные войска южнорусских князей — Галицкого, Переяславского, и князя Киевского Святослава, и князь Гедимин завладел Киевским княжеством, и большей частью современной Украины.
В 1323 году русский князь Гидеминес заложил в своём Литовском княжестве деревянный замок при впадении реки Вильни в Вилию, правый приток Немана.
Вилия — от славянского «велья», великая или «большая». 25 января 1323 года Гедимин назвал Вильну — лит. Vilnius, рус. Вильнюс — стольным городом Великого княжества Литовского. Вильнюс со дня основания был городом русским, и уже при Гедимине здесь существовал православный храм святого Николая, и два католических монастыря, Францисканский и Доминиканский.
В летописях и на средневековых картах, указаны территории владений русских князей: Полоцкая Русь — по Двине; Червонная (Красная) Русь — в верховьях Вислы; Белая Русь — в верховьях Немана (она и сейчас там), а между реками Нарев и Неман, вплоть до Вильно и Лиды — Чёрная Русь.
Гедимин искусно лавировал посреди трёх неприязненных друг другу религий: язычества Жмуди, православия и католичества.
В 1325 году литовский князь Гедимин женил своего сына Люборда и присоединил Волынь, а после битвы с князем смоленским Святославом Гидеминес присоединил к Литовско-Русскому княжеству Минск (1326 г.), Туров и Пинск (1336 г.) и другие княжества.
В Литовско-Русском княжестве русские области вдвое превосходили по объёму земли литовские, а княжеская дружина Гедимина состояла из русских людей.
Как искусный политик, Гедимин умел приобрести расположение русских областей своим умным управлением, а главное – явным покровительством и предпочтением, которое он оказывал русским людям и вообще русскому началу в своем государстве. Присоединяясь к Литовскому государству, русские княжества стремились избавиться от татарского ига, которому они предпочитали сравнительно более легкую жизнь в Литовском господстве. Великий князь Литвы и Жмуди, Гедимин носил титул великого князя русского и стал титуловать себя «королём литовцев и русских».
Гедимин избегал решительных войн с татарами, есть сведения только о двух татарских походах на Литву, причём в одном походе с татарами соединились и восточно-русские князья, по приказу хана Узбека. В своей борьбе с крестоносцами Гедимин, пользовался татарскими наёмными отрядами.
Оставаясь язычником, Гедимин и сам дважды женился на русских православных княжнах — Ольге и позже Еве, и детям своим не только устраивал христианские браки, но и не препятствовал им принимать крещение. Оставаясь язычником, Князь Гедимин писал Папе Иоанну: «Одолевая Христиан в битвах, я не хочу истреблять Веры их, а только защищаюсь от врагов, подобно всем другим Государям. Монахи Доминиканские и Францисканские окружают меня: даю им волю учить и крестить людей в моем государстве…, ручаюсь и за моих Вельмож, только усмири злобу Немцев»
В письмах Папе Римскому Иоанну XXII (1323—1324 г.г.) князь Гедимин заявлял о своём почтении, но Францисканские монахи перевели его слова на латинский язык, как желание «повиноваться тебе, Главе Церкви и Пастырю Царей», но князь Гедимин возразил: «говорил действительно, что дозволю христианам молиться по обычаю их веры, русинам по их обычаю и полякам по-своему. Сами же Мы будем молиться Богу по-нашему обычаю. Все мы, ведь, почитаем Бога».
До конца жизни князь Гедимин оставался язычником. Князь Гедимин погиб в 1341 году на западной границе Литвы и Жмуди, на правом берегу Немана, во время защиты литовского замка Велона от рыцарей Тевтонского Ордена, впервые применивших огнестрельное оружие, неизвестное литовцам. Сыновья отвезли тело Гедимина в Вильну, и там оно было сожжено по языческому обряду на большом костре в Кривой долине Свинторога. Тело князя Гедимин в парадной одежде и вооружении, вместе с любимым конем и слугою, с частью неприятельской добычи и тремя пленными немцами, рыцарями Тевтонского ордена, было сожжено в ритуальном языческом костре в ладье.