Девять перспективных фудтех-направлений с точки зрения инвесторов
Среди них — сервисы рекомендаций с собственными онлайн-супермаркетами и роботизированные рестораны.

Согласно докладу Five Season Venture и dealroom.co за последние 4 года объем венчурных инвестиций в foodtech в мире вырос практически в 5 раз: с €3,08 млд в 2014 году до €14,3 млд в 2018.
Часто под foodtech подразумевают онлайн-сервисы доставки еды из магазинов и ресторанов. Они занимают более половины объема рынка «фудтех» в мире и основную долю в России.
На самом деле понятие foodtech (food technology) гораздо шире — это интеграция цифровых технологий во всю пищевую цепочку: от фермерских хозяйств и пищевых производств до упаковки, хранения, приготовления и утилизации еды.
Вот некоторые фудтех направления, которые привлекли внимание инвесторов в 2018 году, от «первого поколения» — традиционных сервисов, прочно утвердившихся на рынке, до высокотехнологичных проектов «второго поколения».
1. Доставка из магазинов и ресторанов
Около 60 процентов объема инвестиций в мировой фудтех приходится на онлайн-доставку еды из магазинов и ресторанов. На этом рынке развиваются американские DoorDash, Instacat, Uber Eats, европейские Deliveroo, Delivery Hero, Just Eat, Takeaway.com.
В России в сфере онлайн-доставки конкурируют Yandex и Mail.Ru Group, которой принадлежат сервисы DeliveryClub, Zakazaka и Instamart.
2. Meal kits или конструкторы еды
Эволюция традиционной доставки — доставка набора ингредиентов для приготовления блюд по рецептам дома. Западные конструкторы двигаются в сторону разработки предложения для определенных групп потребителей: веганов, людей с непереносимостью глютена, сторонников органического питания.
Крупнейший мировой сервис доставки meal kits — немецкий HelloFresh, оцениваемый в €2,6 млд — приобрел конструктор органической и безглютеновой еды Grean Chef.
Объемы российских Chefmarket, Elementary и Партия Еды пока далеки от зарубежных конкурентов — на 2018 год общий объем привлеченных средств оценивался примерно в $15,3 мнл. Конкурировать с традиционными магазинами конструкторы могут за счет прямых закупок у производителей, таким образом сокращая стоимость продуктов до 30%.
3. Сервисы рекомендаций с собственными онлайн — супермаркетами
Среди успешных примеров — датский сервис Vivino, самое загружаемое в мире винное приложение и крупнейший винный онлайн-супермаркет. D 2018 году компания привлекла инвестиции в объеме $20 млн, а к 2020 году планирует заработать миллиард долларов только на продаже вин.
В России конкуренцию сервису планирует составить 5 Retail Group с приложением-помощником по подбору вина.
4. Фермерский фудтех
Фудтех в сельском хозяйстве охватывает огромный спектр инноваций: генная инженерия, производство насекомых, роботы, вертикальные фермы, сельскохозяйственные дроны и блокчейн.
Перспективное направление в области вертикальных ферм – компактные фермы, которые позволяют выращивать овощи и зелень в супермаркетах и других ограниченных пространствах. В 2018 году разработчик подобных ферм, берлинский стартап Infarm, привлек инвестиций на €25 млн и начал расширяться за пределы Германии.
5. Роботизированные рестораны и кафе
Компания Zume Pizza из Кремниевой долины, с 2015 года использующая роботов для приготовления пиццы, в конце 2018 года получила $375 млн от японской SoftBank Group на развитие проекта роботизированных фудтраков.
Во Франции стартап EKIM в 2018 привлек $2,6 млн для проекта пиццерии с роботами, которые, кроме пицц, умеют делать десерты, салаты и напитки. В 2019 году компания планирует продавать франшизы
Брюссельская компания Alberts robot SmoothieStations уже установила 5 роботов по имени «Альберт», которые делают смузи из ингредиентов на ваш выбор, взаимодействуя с мобильным приложением. Компания планирует дальнейшее расширение на европейском рынке.
6. Сокращение пищевых отходов
Шведская foodtech компания Karma в 2018 году привлекла $12 млн на разработку приложения, которое помогает супермаркетам распродать остатки продуктов с истекающим сроком годности со скидкой не менее 50 процентов. Karma позиционирует себя как экологичный сервис, цель которого — сокращение объема выброшенной еды.
7. Цифровые системы для розничных сетей
Французский стартап Wynd привлек $72 млн в 2018 году. Это программа для комплексного управления супермаркетов и ресторанов: для контроля складских запасов, онлайн и офлайн-продаж, работы персонала и создания отчетов из единого приложения. Платформа интегрирована с CRM сервисом и позволяет видеть профиль клиента в момент покупки, таким образом показывая и обновляя информацию о его предпочтениях. Платформу уже используют сети Carrefour, Total, MK2
8. 3D-рестораны
Только зарождающееся направление foodtech, которое, по словам основателя британского стартапа FOODNIK Антона Добрженски, в будущем станет драйвером пищевой промышленности.
В первом в мире 3D ресторане проекта FOODNIK Food Ink в Лондоне на принтерах распечатана мебель, столовые приборы и сами блюда.
Пока в мире немного ресторанов, которые используют 3D-печать для приготовления отдельных блюд из меню – это Melisse в Санта-Монике, США, La Enoteca at Hotel Arts в Барселоне, La Boscana в Лейде, Испания, Smith в голландской Вольвеге.
9. «Умная» техника для кухни
Смарт кухонные технологии становятся более доступными. В 2018 году компания June выпустила «умную» печь второго поколения по цене 600$, тогда как первые печи June стоили 3000$.
«Умная» печь управляется из приложения смартфона, оснащена встроенной камерой, которая автоматически распознает 50 продуктов, предлагает подходящие рецепты, контролирует температуру и передает изображения на смартфон.
В 2018 году компания Amazon инвестировала в June и интегрировала в печь приложение собственной сети органической еды Whole Foods. Теперь печь может автоматически готовить все продукты из магазинов Whole Foods.
Технологии в сфере еды привлекают все большее внимание инвесторов. Крупные компании — Pepsi, Coca Cola, Kraft Heinz, греческий производитель йогуртов Chobani, Deloitte Italia — создают инкубаторы для развития foodtech-стартапов.
В России Mail.Ru Group в 2018 году создала подразделение Mail.Ru Foodtech Ventures. Компании интересны вложения в сервисы онлайн-бронирования столов, доставку, вендинговые автоматы. Объем инвестиций и потенциальная заинтересованность компании в других направлениях фудтеха пока неизвестны.