Сибирские археологические находки
Легко узнаваемый скифский стиль «терзания жертвы», или в общем определении «звериный стиль», в далёкие времена с территории Сибири, вместе с переселенцами распространился во многие страны, среди них сегодняшний Иран. Связь с Ираном не случайна, у Руси с Персами были военные конфликты и мирное совместное сосуществование. Был период большого культурного влияния Ирана на Русь, но, казалось бы, Древняя Русь и Иран, что между ними общего? — где мы, и где они?
Вот одно из ярких свидетельств обменных связей западносибирских таежников с цивилизациями Востока.
Вероятно, на блюде изображен шах Ирана Ездигерд I (399-421 гг.). Копьём с наконечником особой формы в виде упора-отростка на древке он поражает быка. К поясу шаха специальными ремнями прикреплены меч с прямым перекрестием и колчан, поверхность которого разбита на несколько орнаментальных зон. На обратной стороне блюда вырезана пятиконечная звезда и процарапана арабская надпись (в переводе — «чаша из серебра»), выполненная курсивом IX-X вв. Учёные указывают на то, что блюдо из Ирана могло оказаться в Сибири не ранее IX в. Находка на р. Сыне, притоке Малой Оби. IV-V вв. Но появляется большой вопрос к учёным, почему сасанидские блюда в основном находят не в Иране? Может истоки этой культуры всё-таки находятся на территории Урала и Сибири?
Таких блюд на территории Урала и Сибири найдено не один десяток и это наводит на некоторые размышления.
Крупнейшее собрание этих находок сосредоточено в Эрмитаже, остальные — в Метрополитен-музее, в Лувре…
Если вернуться к Зороастризму и Авесте, то сегодня все больше исследователей языка (например, Драгункин и др.) приходят к выводу, что ранее был единый праязык. Его называют по-разному: праславянский, индоевропейский, но вполне возможно, что им был авестийский язык.
Авестийский язык объединяет все современные индоевропейские языки, являясь для них истоком.
В качестве примера можно привести русские слова, произошедшие от авестийского языка. Такое русское слово как «береза» происходит от авестийского «березаити», означающее «высокий», слово «земля» — матушка — от имени авестийского божества «Зем», как раз и означающего землю.
Вот лишь малый список русских слов, произошедших от авестийского. Печь, мир, путь, Бог, дом, жена, жива, живой, говядина, день, дата, звук, выбор, числительные — два, три, четыре, десять, первый, третий, сто, глаголы — видеть, брать, знать, звать, иметь и многие-многие другие.
В нашем алфавите буква «А» — первая, соедините с «весть», так вот в Авесте у частицы «а» есть еще другой смысл — «первый».
Не случайно именно с этого звука начинается любой алфавит. «Аз» или ранее «ар» — имело смысл «первый». В этом случае всё становится понятным — «Авеста» — «первая весть». Даже поверхностное знакомство с авестийской традицией, действительно уходящей корнями во многотысячелетнюю давность, с ее сутью дает ясный ответ, где зарождалось это учение и куда распространилось.
Некоторые ученые утверждают, что Артания располагалась в междуречье Оки и Волги, но последние исследования убедительно доказывают обратное.
Название этого центра исследователи связывают с именем легендарного туранского царя Франграсиона. Согласно иранской мифологии, Франграсион, именовавшийся Грозным, возглавлял туранские войска в войне с иранцами и был современником Заратустры, который жил за два с половиной столетия до эпохи Александра Македонского.
Исходя из этого, отдельные историки датируют возникновение Грустины (г.Томск), ставшей после падения Туранского царства столицей вновь образованного государства Артания, 576 годом до н.э.
На территории Сибири встречаются блюда, с изображенными на них сюжетами. Может быть они несут нам какую-то информативность о тех далёких событиях, передавая их через поколения. Но наши учёные, например доктор исторических наук Аркадий Бауло, высказал своё мнение о блюде, выловленном на Оби при ловле рыбы неводом, близ селения Верхне-Нильдино на Северной Сосьве.
«Мне представляется, что на лицевой стороне блюда художник изобразил сцену, связанную с легендарными правителями Израильско-Иудейского царства Давидом и Соломоном». Вот так, не больше и не меньше, всё связал с историей Израиля.
Вот кстати ниже на изображении найденное серебряное блюдо.
Другие учёные трактуют эту находку так: «Серебряное блюдо с позолотой — характерный образец восточного экспорта, обнаруженный в Нижнем Приобье близ поселка Верхне-Нильдино. На его поверхности рельефно отлита башня, окружённая десятью тяжеловооруженными всадниками на закрытых панцирями лошадях. По мнению специалистов, изображение на поверхности блюда представляет собой серию сюжетов, которые можно трактовать как иллюстрацию к некоторым эпизодам из книги Иисуса Навина». Ну что же, наши учёные стараются приписать это к истории иудейского народа, а вот учёные из Средней Азии непреклонны, «этот сюжет встречается не раз в сказаниях «Шахнаме», другие — «это сюжеты Согдианы» …
Почитайте отрывок Фирдоуси «Шахнаме», где Иран хочет сразиться с языческим Тураном и как говорится,
Вам судить.
Шестой подвиг
Мы одолеем с помощью Йездана
Могущество язычников Турана!
И станет каждый всадник наш богат,
Когда оплот Арджаспа будет взят…
Неслыханное завтра предстоит.
И палицею не с кем будет биться,
И в бегство ты не сможешь обратиться.
Снег высотой в туранское копье
Завалит войско славное твое!
Вас всех такой глубокий снег покроет,
Что в нем никто дороги не пророет.
Вернись теперь с опасного пути!
Мне за слова правдивые не мсти…
Седьмой подвиг
Вот залетел я в чуждую страну,
Но здесь одно отчаянье пожну».
Печально ширь степную озирал он,
И вдалеке двух конных увидал он.
Стрелой летела желтая лиса,
За ней гнались четыре гончих пса.
Царь за ловцами теми устремился,
С копьем в руке пред ними появился.
Спросил их, сбросив на землю с коней:
«Чья это крепость? Сколько войска в ней?»
Ловцы ответили, дрожа от страха:
«То — крепость мощная Арджаспа-шаха.
Взгляни на башни — шапка упадет!..
Есть двое в этой крепости ворот.
Одни из них обращены к Ирану,
Другие — прямо к Чину и Турану.
Там войско — богатырь к богатырю,
Сто тысяч сильных — преданных царю.
Снабженная водой, запасом хлеба,
Твердыня неприступна, словно небо.
Шах десять лет в осаде просидит,
И войско голода не ощутит.
А кликнет клич — из Чина и Мачина
Придут войска по зову властелина,
Прискачут — из любой спасут беды.
И у Арджаспа нет ни в чем нужды!»
У Низами в его поэме «Искандер-наме», титул «шах», он относит к русам, то же самое, что и князь.
…Шаха русов позвал вождь всех праведных сил
И на месте почётном его усадил
Вдел он в ухо Кинтала серьгу — «Миновала,
Он сказал, — наша распря, ценю я Кинтала».
Пленных всех он избавить велел от оков
И, призвав, одарил — был всегда он таков…
Туранцев традиционно считают скифами, а скифов, судя по звучанию их имён, сохранившихся в древнегреческой огласовке, относят и к иранцам. Более правильным представляется предположение о том, что туранцы являются предками славян, а древние тюрки являются потомками гуннов второй пол . I тыс. до н.э. — нач. I тыс.н.э.
А вот ниже на изображении Нильдинское блюдо с малой Оби, о нём Сибирский историк Николай Сергеевич Новгородов выразился так: «на блюде сцена взятии Александром Македонским города Массага».
Но доктор исторических наук Аркадий Бауло выразился по-другому: «Мне представляется, что на лицевой стороне блюда художник изобразил сцену, связанную с легендарными правителями Израильско-Иудейского царства Давидом и Соломоном. На троне восседает Давид, по правую руку от Давида изображен Соломон, который предстает в ветхозаветных книгах величайшим мудрецом.
На блюде он показан еще молодым человеком, но уже коронованным наследником: «Давид, состарившись и насытившись жизнью, воцарил над Израилем сына своего Соломона». Кажется, очевидным, что по замыслу автора или заказчика блюда Давид здесь исполняет псалом о Соломоне, предрекающий ему обширное владычество:
Он будет обладать от моря до моря
и от реки (Евфрат) до концов земли.
Падут пред ним жители пустынь,
и враги его будут лизать прах…
И поклонятся ему все цари;
все народы будут служить ему».
Полностью статья «Серебряное блюдо с Малой Оби» опубликована в журнале «Археология, этнография и антропология Евразии», 2000, N 4.
Как видим мнения разные, но преобладают ветхозаветные, которые исходят из государственных научных институтов. Ниже, на изображениях найденных артефактов в Сибири имеются сюжеты, но интересно, куда их отнесут учёные, к Сибирской истории или к Израильской?
А это, самое известное блюдо, найденное в Сибири, учёные историки называют его сюжет: «сцена полета Александра Македонского на грифонах».
Но может быть это не Македонский, а Даждьбог, где основной принцип канонического стиля в его изображениях был ещё в дохристианской Руси.
Ниже на блюде стилистика узоров схожа с блюдом, со сценой полета Александра Македонского на грифонах, но посмотрите на датировку.
А вот на найденном кувшине тоже можно увидеть похожую стилистику узоров, но он выглядит как-то по-восточному. Если вспомнить, в мусульманстве вообще запрещены изображения людей, животных и птиц, так к кому его отнести?
Если вспомнить, что на территории Сибири до 1775 года существовало государство «Великая Тартария», а на гербе его была изображена сова, может быть найденные артефакты нам напоминают об этой эпохе.
Древние Булгары Великой Тартарии унаследовали это название своей страны и стали называться татарами, а ту часть Булгар, которую увёл на Балканы хан Аспарух, сохранили своё древнее название и стали называться Болгарами. Уйдя от Ведической веры, одни стали мусульманами, другие христианами. Но наши российские татары, сохранившие название своей бывшей Державы Великой Тартарии в своём имени, считаются теперь главными жителями Сибири.