05 ноября 2020 Просмотров: 735
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд ( Пока оценок нет )
Размер шрифта: AAAA

В России сформируется новая экономическая модель? (прогнозный анализ)

В России наблюдается снижение темпов экономического роста, а рост доходов граждан снизился.

В данной статье рассмотрим мнения иностранных экспертов о перспективах Российской экономики и спрогнозируем экономическое развитие с учетом реализации руководством страны различных программ и проектов:

Иностранные исследования Российской экономики:

  • Существует дисбаланс между политическим усилением России на мировой арене с 2008 г. и ее экономической слабостью. Это связано с решающей ролью энергетических ресурсов в экономике страны (так называемое «нефтяное государство» или «petrostate»).
  • США превратились в главного производителя газа в мире (вследствие бума сланцевого газа), но Россия остается основным его экспортером, с долей 15% на глобальном газовом рынке. Она поставляет 25% газа, используемого ЕС, и 33% газа, импортируемого ЕС.
  • Россия является вторым по величине экспортером нефти в мире и обеспечивает около 20% европейского потребления. С вводом новых экспортных трубопроводов Китай превратился в крупнейшего (наряду с Германией) потребителя российских энергоресурсов.
  • Из-за падения мировых цен на нефть и антироссийских санкций рост экономики замедлился. Инвестиции не растут, импорт оборудования упал на 5–10%, повышение жизненного уровня населения остановилось. В стране наблюдается бум в потребительском кредитовании населения, объем которого достиг в 2018 г. 130 млрд. долл. (на 46% больше, чем в 2017 г.).
  • Россия планирует продолжать зарабатывать как можно больше и дольше от экспорта нефти, газа и угля – и использовать преимущественно уголь для производства электроэнергии (чтобы высвободить больше газа для экспорта).
  • Россия еще не начала рассматривать жизнь «после нефти» и не предпринимает усилий по развитию независимых от углеводородов производств. Диверсификация энергетики предполагает строительство большего количества атомных станций, в том числе в других странах – это также способ поддержки военно-промышленного комплекса страны.
  • Благодаря обширным лесным массивам у России есть потенциал для того, чтобы стать «зеленой супердержавой», но современная система хозяйствования мешает движению страны в этом направлении.
  • Эмбарго на ввоз продовольствия отражает изменение взглядов российских властей на продовольственную независимость и безопасность страны и демонстрирует их осознание того, что сельское хозяйство – стратегический сектор, достойный правительственной поддержки.
  • Импорт продовольствия уменьшился с 43 млрд. долл. в 2013 г. до 24,9 млрд. долл. в 2016 г., изменился состав импортеров, до 2014 года ЕС был основным импортером, а в 2018 г. стал Китай (импорт и экспорт) достиг рекордных 5 млрд. долл., российские производители сельскохозяйственной техники увеличили свою долю на внутреннем рынке с 24% до 60% (объем производства с/х техники в стране вырос с 32,5 млрд. руб. в 2014 г. до 100 млрд. руб. в 2019 г.).
  • От эмбарго не получили преимущества только производство молока и масломолочной продукции. Количество коров в стране продолжает сокращаться, производство не растет, и Россия вынуждена увеличивать импорт молока и молочных продуктов.
  • Россия продолжает импортировать много свежих фруктов и сухофруктов, орехов, овощей, говядины, сыра, алкоголя, соков и переработанных пищевых продуктов.
  • С 2015 г. страна превратилась в ведущего мирового экспортера пшеницы. В 2014 г. Россия импортировала 60% помидоров и огурцов – в настоящее время только 38%., а объем производства пищевой промышленности в 2018 г. увеличился на 7%, достигнув 100 млрд. долл.
  • В продовольственной торговле выросла доля «черного» рынка. Так, Белоруссию и Казахстан часто обвиняют в поставках «контрабандных» продуктов и неправильной маркировке страны их происхождения.
  • Западным компаниям будет тяжело повторно входить на российский продовольственный рынок в случае отмены продовольственного эмбарго.

Иностранные эксперты делают следующие выводы:

в 2015–2018 гг. экономическая ситуация в России принципиально не улучшалась. Причина стагнации видна в действиях Банка России, манипулирующего ставками рефинансирования;

в условиях авторитарного, олигархического отечественного капитализма в стране воспроизводится частный интерес «процветания» на экспорте ресурсов с их минимальной переработкой и последующим присвоением ресурсной ренты, а также на росте импорта с присвоением части дохода от него;

у российской экономики есть большой потенциал роста и если российские «западники» и «почвенники», покончив с традиционной взаимной неприязнью, создадут некую гибридную модель экономического управления, то случится то, чего никогда не было в стране: «благосостояния для всех» без отказа от денег и частной собственности.

Современное состояние экономики России:

  • Началась реализация масштабных проектов по модернизации страны «Национальные проекты». Впервые в истории России, гражданские расходы будут превышать военные (415 млрд. долл. против 292 млрд. долл.), это означает, что экономика страны постепенно диверсифицирует военно-промышленный комплекс.
  • Банк России проводит либеральную денежно-кредитную политику. Осуществляется контроль уровня инфляции, бюджетного правила и денежной массы в стране. Впервые за всю истории страны Банк России начал практиковать политику количественного смягчения (снижение ключевых процентных ставок).
  • Руководство страны проводит политику стабилизации финансового рынка. Введены новые налоги: налог в 15% доход в виде процентов и дивидендов, который выводят из России на офшорные счета; налог в 13% доход физических лиц с банковских вкладов или инвестиций в долговые ценные бумаги, если объем этих вкладов и инвестиций превышает миллион рублей; увеличение НДФЛ до 15% для граждан получающих доход свыше 5 млн. руб.
  • Россия переходит к ускоренному переходу к «инновационной энергетике» (модернизационный рывок) в соответствии с новой Энергетической стратегией РФ до 2035 года.

Прогноз и рекомендации:

  • В настоящее время в России сформировалась благоприятная среда для формирования новой экономической модели, это конвергенция государственного планирования и обеспечение этих планов частично бизнесом. Руководству страны необходимо формировать данную систему, а именно «тактические» задачи экономики, так как «стратегические» задачи уже утверждены.
  • Россия по прежнему останется лидером по экспорту сырьевых ресурсов, а атомно-водородный проект сформирует новый кластер инновационной экономики России, который обеспечит лидерство России на глобальном высокотехнологичном энергетическом рынке будущего.
  • В стране сформируется новая регуляторная среда отношений граждан, бизнеса и государства посредством внедрения цифровых технологий и платформенных решений («цифровых платформ»). Усовершенствуются институты управления, увеличится инновационная активность в направлении технологического перевооружения российской экономики, сформируется новая добавленная стоимость, а наполняемость бюджета увеличится и (др. бонусы цифровизации).
  • Государственное планирование существующие в виде реализации Национальных проектов России способствует решению «стратегических» задач государства, но для решения «тактических»задач государства необходимо замещение государства в тех сферах где, оно будет отсутствовать или дополнять его, а так же обеспечивать дополнительное социально-экономическое развитие населения.
  • Низкие процентные ставки и финансовый капитал, которые останутся в экономике после введения высоких налогов на оффшорные счета, сделают российский фондовый рынок наиболее привлекательным для инвесторов, это позволит осуществлять развитие инновационных производств (при условии низкой инфляции).
  • В России десятилетиями наблюдается противоречие между наличием инновационных возможностей и их реальным воплощением на практике. Использование существующих налоговых льгот предприятиями не приводит к возникновение новых инновационных производств.
  • Для реализации развития инновационных производств частными или государственными инвесторами (венчурными инвесторами) необходимо усовершенствовать фондовый рынок России. Усовершенствовать инструменты фондового рынка России (открыть высокотехнологичную торговую площадку на примере «NASDAQ» (США) и ввести в обращение новые виды акций (акции роста, высокодоходные акции венчурных компаний и инвестиционных фондов, «длинные рискованные деньги»)).
  • Высокотехнологичная торговая площадка на российском фондовом рынке обеспечит рост инвестиционных компаний (венчурных фондов), потребность которых составляет около 5000, а инновационные компании смогут самостоятельно осуществлять IPO для капитализации и развития.
  • В стране сформируется развитая институциональная система инновационного бизнеса, которая станет основным драйвером для трансфера знаний в производство, которое в свою очередь обеспечит рост экономики.

Вывод: если руководство страны примет решение формировать институциональную систему инновационного бизнеса, путем совершенствования фондового рынка, Банк России продолжит политику количественного смягчения, то в стране сформируется новая экономическая модель – конвергенция государственного планирования и обеспечение этих планов частично бизнесом. Обеспечится рост экономики (до 6-8% в год) и доходов населения, количество бедных значительно сократится.

У России есть все шансы пройти этот путь быстро. За последние 40 лет Китай прошел путь экономического развития, беспрецедентный в мировой истории: ВВП по паритету покупательной способности в расчете на душу населения увеличился с 1,5 тыс. долл. в 1978 г. до 12 тыс. долл. в 2015 г. (в США для подобного увеличения к 1941 г. потребовалось 240 лет).

Материал подготовлен на основе: Российского аналитического дайджеста г. Бремен, Германия, статьи аналитиков: П. Ратланд профессор Уэслианского гуманитарного университета (г. Мидделтаун, США);К. Вегрен, профессор Южного методистского университета (г. Даллас, США), Энергетической стратегии РФ до 2035 года и других открытых источников.